Лучшее письмо месяца
Анна Пейгина: В статье «Есть ли жизнь на Барсуме?» («ПМ» №3'2012) поднят вопрос, могла ли лишняя пара рук у зеленых марсиан появиться в ходе эволюции. Авторы высказывают довольно сложную гипотезу, предполагающую разделение лучевой и локтевой кости на самостоятельные конечности, редукцию плечевой кости и, вероятно, большое количество сопутствующих изменений. Очевидно, что такие «руки» будут по строению (и, соответственно, пройденному эволюцией пути) значительно дальше от человеческих, чем, скажем, лошадиная нога или птичье крыло. Но можно пофантазировать еще. Хотя это и не очень очевидно на первый взгляд, человеческое тело по-прежнему сохраняет сегментарное строение, доставшееся чуть ли не от кольчатых червей, что позволяет достаточно свободно варьировать количество «стереотипных элементов». У более примитивных видов это иногда дает такие зрелищные результаты, как двухголовые змеи и лягушки с количеством конечностей от двух до шести (последнее — результат промышленного загрязнения реки, все конечности совершенно полноценны). У человека «достижения» поскромнее: количество позвонков обычно варьируется в пределах ±1−2, встречаются лишние пары сосков, а также шестые пальцы (опять-таки без всякого ущерба для костей запястья). Так что не исключены мутации, «дублирующие» целую пару конечностей и закрепившиеся в поколениях. Другое дело, что мутации такого масштаба, скорее всего, затронули бы что-нибудь еще, смертельное для эмбриона, да и с эволюционной точки зрения лишняя пара рук — сомнительное преимущество. Думаю, что человек с четырьмя руками будет работать или сражаться не намного эффективнее, чем человек с четырьмя ногами — быстрее бегать.
Годен или нет?
Юрий Кнох: В статье «Воздушные гладиаторы» («ПМ» №2'2012) при описании катастрофы P-51 Mustang на гонках в Рино, на мой взгляд, сделаны два ошибочных предположения. Во-первых, во время потери управления нагрузка на самолет не могла, как указано, «подскочить с 15 до 120 т». Максимальная эксплуатационная перегрузка самолетов этого типа составляет 8g, а расчетная (разрушающая) перегрузка равна 12g. Нормальная взлетная масса Р-51А — 4812 кг, так что уже при нагрузке в 58 т силы самолет должен был разрушиться, а этого не произошло. Кроме того, простейшие расчеты показывают, что даже на максимальной скорости полета крыло P-51 не обладает достаточным запасом подъемной силы, чтобы создать нагрузку в 120 тс (теоретический максимум — 70 тс). Поскольку тренированный пилот может переносить перегрузки 8g и более без потери сознания, самый главный вопрос в данном случае должен быть адресован медикам: как допустили к полетам 74-летнего пилота? Ведь полеты на таких состязаниях — не легкая прогулка. Потеря одного из двух триммеров руля высоты, конечно, является авиационным происшествием, но не может быть непосредственной причиной катастрофы: изменится нагрузка на ручку управления, но не более того. По моему мнению, озвученная причина уводит следствие в сторону отказа авиационной техники. В результате предлагаются меры, совершенно не связанные с причиной катастрофы: перенос трибун и ужесточение технического регламента, вместо того чтобы ужесточить медицинский контроль.
Ошиблись на единичку
А. Бугров: В статье «Грязная бомба: ящик Пандоры» («ПМ» №1'2012) допущена небольшая, но существенная ошибка. Цинк-64 не принадлежит к числу изотопов, опасных для человека. На самом деле он стабилен (нерадиоактивен) и абсолютно никакой угрозы (с точки зрения радиации) не представляет. По-видимому, автор имел в виду цинк-65, но почему-то ошибся на единичку.