Лучшее письмо месяца
Виктор Лобыкин: Идея коктейльной машины, подобной той, что описана в статье «Вкус печатного слова» («ПМ» № 12'2011), давно витает в воздухе. Например, Борис Виан в своем романе «Пена дней» (1946) описывает «пианококтейль» — аппарат, который способен переложить музыку на вкусовые ощущения: «Каждой клавише соответствует либо какой-нибудь крепкий напиток — либо ликер, либо сироп. Правая педаль добавляет в смесь сбитое яйцо, а левая — кусочек льда. Для получения сельтерской воды надо извлекать тремоло в высоком регистре. Дозы всех ингредиентов определяются длительностью звука: одной шестьдесят четвертой соответствует шестнадцатая часть объема, взятого за единицу, четверти — единица объема, а целой ноте — четыре единицы. Когда играешь медленную мелодию, включается особая система регистров, чтобы доза коктейля не увеличивалась, иначе порция получится слишком большой, а только повышалась бы его крепость. Кроме того, можно в зависимости от продолжительности мелодии изменить величину объема, взятого за единицу, уменьшив его, например, в сто раз, чтобы получить напиток, в котором с помощью особого модератора учтены все законы гармонии». Так что, как видите, самые фантастические идеи рано или поздно находят воплощение.
Небьющаяся крыша
Станислав Сидоров (SABIC IP Automotive): В статье «Бил, бил, не разбил» («ПМ» № 11'2011) есть небольшая неточность: компания-производитель пластика Lexan называлась не GE Chemicals, а GE Plastics (с 2008 года это подразделение продано и сейчас называется SABIC Innovative Plastics). Кроме того, поликарбонат уже довольно активно используется для остекления автомобилей. Не могу согласиться и с тем, что остекление крыши — будущее автомобилестроения. Скорее, это уже пройденный этап. В автомобилестроении идет битва за килограммы, а стекло очень тяжелое и к тому же хрупкое. Технология будущего — это полностью пластиковое остекление, в данном случае из поликарбоната. Но поликарбонат очень легко царапается, а также обладает плохой погодостойкостью (желтеет от УФ). Для устранения этих проблем в стеклах фар, например, используется упрочнение поверхности ПК методом Hard Coat. Кое-где такие методы применяются и для остекления, но все же прочность покрытия недостаточна для сохранения поверхности при интенсивной работе щеток стеклоочистителя. Однако в SABIC разработан метод плазменной обработки поликарбоната для получения остекления EXATEC, которое не уступает стеклу по стойкости к истиранию, и именно за этой технологией будущее. Пока она достаточно дорога, но работа идет в сторону упрощения.
Торпеды на рельсах
Николай Романюк: В статье «Стальные змеи Советского Союза» («ПМ» № 10'2011) было описано вооружение бронепоездов. Между тем в июле 1935 года РККА приняла решение о разработке железнодорожных торпед для борьбы с этой техникой. Работы поручили КБ машиностроительного завода имени Орджоникидзе в Подольске, взрыватели к ним (контактный и дистанционный) разрабатывались на заводе №80 Народного комиссариата боеприпасов (НКБ) в Дзержинске Горьковской области. К началу 1936 года здесь изготовили полигонные образцы торпед, получивших обозначение ЖДТ-3. А к июлю первые 20 серийных образцов поступили в войска. По вновь утвержденному штату в составе каждого бронепоезда должно было быть пять железнодорожных торпед. ЖДТ-3 представляла собой четырехколесную тележку размерами 1703 х 1750 х 456 мм и массой 225 кг (в том числе 100 кг тротила), приводимую в движение двумя стартерами с питанием от аккумуляторов, обеспечивавшими скорость по рельсам до 60 км/ч и дальность движения до 10 км. Но последующие испытания и эксплуатация показали низкую эффективность торпед и ненадежность работы дистанционного взрывателя. 16 мая 1940 года было решено снять ЖДТ-3 с вооружения бронепоездов.