Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Алексей Гришин: В статье «Танкетка "Карден-Лойд" и ее наследники» («ПМ» № 9'2011) справедливо утверждается, что слабовооруженные танкетки плохо проявили себя в боях. Но нет правил без исключений, и будь в распоряжении инженеров больше времени, исключения могли бы стать правилом. К концу 1930-х польские конструкторы уже понимали, что в современном бою пулеметные танкетки TKS, составлявшие основу польских бронетанковых сил, обречены. Выход был найден в перевооружении танкеток 20-мм автоматической пушкой Nkm wz.38 FK. Работы по модернизации начались в 1939 году, но до 1 сентября — вторжения немцев в Польшу и начала Второй мировой — из 650 имевшихся у поляков танкеток TKS пушками оснастили лишь 24. Боевые действия, однако, принесли неожиданные результаты — некогда слабая танкетка внезапно стала страшным оружием. Низкий силуэт и неплохие динамические характеристики превращали ее в весьма неудобную цель и облегчали маскировку, а для подавляющего большинства немецкой бронетехники конца 1939 года 20-мм орудие было смертоносно, особенно с близких дистанций. Именно на такой танкетке воевал танковый ас Польши Роман Эдмунд Орлик.
18 сентября 1939 года, в ходе битвы на Бзуре, Орлик со своей пушечной танкеткой и еще двумя пулеметными в ходе разведки обнаружил движущийся в его сторону взвод немецких танков — один средний PzKpfw IV Ausf B и два легких PzKpfw 35 (t), а также несколько сопровождавших их автомобилей. Приказав бессильным против танков пулеметным танкеткам отступить, Орлик организовал на пути следования немцев засаду и с близкого расстояния расстрелял все танки противника и разогнал силы сопровождения. На следующий день экипаж Орлика, действуя в составе частей 71-го ТБ, в длительном сражении уничтожил еще 7 (!) танков PzKpfw 35 (t), причем вышел из боя только тогда, когда у его танкетки кончился боекомплект.
Всего же в ходе вторжения немцев в Польшу Орлик смог уничтожить 13 немецких танков. Более современные польские танки вроде 7ТР — «сводного брата» советского Т-26 — к таким результатам даже не приближались.
Да, нет и еще чуть-чуть
Олег Городничий: Хочу дополнить статью «Троичный компьютер: да, нет, может быть» («ПМ» № 9'2011). В современной цифровой электронике существуют понятия «логическая единица» (контакт присоединен к источнику питания и может выдавать в нагрузку ток) и"логический ноль» (контакт заземлен). Но такие выходы нельзя объединять: если на одном будет 1, а на другом 0, возникает короткое замыкание, чреватое выгоранием выходных транзисторов. Поэтому для организации соединений типа «шина» было введено третье, высокоимпедансное состояние (Z-состояние), когда дополнительный ключ просто отключает выход, и он «повисает в воздухе» — соединяется с остальной схемой через высокое сопротивление (импеданс) закрытого транзистора. Такой выход не влияет на подключенный к нему провод, следовательно, к одному проводу можно подключать несколько выходов. Нужно только следить, чтобы в каждый момент времени только один из них был активным, а остальные — в высокоимедансном состоянии. Такая шина позволяет управлять потоками данных в оперативную память и процессор ЭВМ. Таким образом, Н. Бруснецов прав: современные компьютеры, использующие Z-состояние, можно рассматривать как устройства с троичной логикой, хотя математическая модель остается двоичной.
Терпение и трут
Константин Иванцов: Добыть огонь для разведения костра («Огоньку не найдется?», «ПМ» № 10'2011) — это даже не полдела. Не менее важно иметь подходящую растопку— трут. В качестве растопки можно использовать сухое горючее (уротропин), кусочки плексигласа (оргстекло), обычную стеариновую свечку.
У меня в «аварийной укладке» рюкзака, во внутреннем непромокаемом кармане всегда лежат три-четыре таблетки сухого горючего, маленькая «плавающая» свечка, самая простая зажигалка и запаянный в полиэтилен коробок спичек. Очень хорошо горит береста, пучки сухой травы, тонкие веточки, сухие шишки. Но главное в этом деле, конечно, опыт, который желательно иметь до попадания в ту или иную экстремальную ситуацию.