Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает мобильный телефон Sonim XP1300 для настоящих экстремалов. Он отличается максимальной ударопрочностью, защищен от проколов и царапин, выдерживает падение на бетон с 30 м и погружение в жидкость (аппарат будет работать на глубине до 2 м), устойчив к тряске, вибрации, воздействию химикатов. Мощная батарея обеспечивает до 24 часов работы в режиме разговора.
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

Александр Бакланов: жаль, что недостаток места в журнале не позволил наглядно показать, что морские узлы («ПМ» № 9'2011) — это совокупность популярных механических принципов, простейшие механические устройства. Главные их особенности — это устойчивость методик завязывания, надежность и способность легко развязываться без применения ножа. Еще одна особенность узлов — их бережное отношение к веревкам, на которых они вяжутся: морские узлы не должны нарушать механическую прочность снастей. Принято считать, что все простейшие устройства изобретены тысячи лет назад: рычаг, колесо, отвес... Имена их создателей давно утеряны. Один из немногих именных узлов, узел Хантера, был изобретен английским врачом Эдвардом Хантером в 1968 году, на что ему в 1979-м выдан патент. У нас этот узел ошибочно называют Охотничьим. Средиземноморские яхтсмены и рыбаки надежно связывают им веревки одинакового и различного диаметра. А в Москве живет бывалый яхтсмен Юрий Катинов, умудрившийся создать узел, который пока еще не числится в традиционном наборе морских узлов, хотя и соответствует всему перечню требований, предъявляемых к ним. Изобрести новый узел в XXI веке сложнее, чем создать новый компьютер. Узел Катинова (Адмиральский) напоминает узел Хантера, обеспечивает все его механические характеристики, имеет устойчивую методику завязывания, но отличается полной симметрией всех элементов. Свои лекции в Школе яхтенного мастерства Юрий Васильевич обычно заканчивает словами: «Наконец, это просто красиво». Это относится и к его узлу. А не красотой ли нас чарует морская наука?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Остров гениальности

Роман Васильев: В статье «Шутки природы над венцом творения» («ПМ» № 10'2011) можно было бы упомянуть о синдроме саванта, или савантизме. Обычно это расстройство обусловлено генетикой, но также может быть и приобретенным. Ученым пока неизвестны причины этого состояния. Характерный его симптом — «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний; при этом в областях, лежащих вне проявления синдрома, его носитель может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости. В большинстве своем савантизм проявляется в области музыки, изобразительного искусства и арифметических вычислений. Любой савант имеет феноменальную память. Один из известнейших — Дэниел Таммет. Он с детства может производить в уме сложнейшие математические вычисления, оперируя с числами, состоящими из более чем ста знаков. Для него не проблема выучить новый язык (он выучил исландский за неделю), он запомнил 22514 знаков числа «пи» после запятой. Савантом является и главный герой фильма «Человек дождя». Прототипом этого персонажа был Ким Пик, человек с феноменальной памятью, который запоминал до 98% прочитанной информации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А бревно-то — короткое!

Алексей Храбров: Модель танка Т-95 на иллюстрациях к статье («ПМ № 9'2011») содержит ошибку. Бревно, закрепленное на корме танка, уже расстояния между внутренними краями гусениц, в то время как должно быть приблизительно равно ширине между внешними краями. Оно используется для самовытаскивания танка в случае пробуксовки гусениц на слабых грунтах: специальными тросами экипаж прикрепляет бревно к левой и правой гусеницам поперек корпуса, включается передача, гусеницы начинают перематываться до упора бревна в грунт. Затем оно заглубляется, сцепление с грунтом возрастает, и танк продвигается в выбранном направлении на длину опорной части гусениц. Когда бревно выходит из-под танка, его снимают, и операция повторяется, пока танк не выйдет на твердую поверхность. А показанное на иллюстрации короткое бревно жестко закрепить между гусеницами невозможно.