Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Борис Голдовский, генеральный конструктор ЦКБ «Лазурит»: в «ПМ» №5'2011 перечисляет мероприятия (увеличение числа лопастей движителя, применение саблевидных лопастей гребного винта, переход от гребного винта к водомету), направленные на снижение подводного шума движителя подводной лодки. Но кавитация здесь ни при чем. (Кстати, на скоростях до 10 узлов кавитация при нахождении лодки в подводном положении не возникает даже при традиционном, «устаревшем» гребном винте.) Все перечисленные мероприятия направлены на уменьшение амплитуды колебаний величины упора движителя, возникающих при работе гребного винта в неравномерном потоке за корпусом судна. Они служат также причиной возникновения ходовой вибрации. Поэтому гребные винты с увеличенным количеством саблевидных лопастей применяются и на надводных судах, для которых борьба с ходовой вибрацией актуальна. И водомет применяется из-за того, что в его трубе можно выровнять поток, набегающий на движитель. Кстати, разница давлений на внутренней и внешней стороне лопасти, о которой пишет автор письма, на кавитацию не влияет: наступление кавитации определяется абсолютным значением давления на засасывающей стороне лопасти. При проектировании гребных винтов принимают меры по борьбе с кавитацией. Это увеличение площади и специальная профилировка лопастей. Пример гребных винтов, для которых борьба с кавитацией жизненно необходима, — винты быстроходных эсминцев: у них три лопасти, а их суммарная площадь
может превышать площадь круга диаметром, равным диаметру гребного винта.
Масса и точность
Игорь Егоров: утверждение, что «при увеличении скорости материального объекта его масса увеличивается» («ПМ» №4'2011, является заблуждением. Если бы оно было верно, тогда с ростом скорости увеличивалась бы не только кинетическая, но и потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Медленно поднимая тело вверх, мы бы тратили меньше энергии, чем потом получали, свободно бросив его вниз (вниз оно движется быстрее, больше его масса, а значит, и сила гравитационного взаимодействия). Это был бы вечный двигатель первого рода. На самом деле возрастает лишь «релятивистская масса» — фиктивная величина, удобная для проведения аналогий между классической и релятивистской механиками. Сейчас от ее применения отказались, так как она не приводит к упрощению расчетов, зато вносит путаницу. На самом деле кинетическая энергия просто увеличивается с ростом скорости быстрее, чем квадратично.
Три способа наведения
Андрей Межутков: в описании системы наведения ракеты в статье «1000 целей в залпе» («ПМ» №6'2011) использован термин «телеуправление». Однако под этим словом обычно понимают наведение по визуальному каналу, а в отношении зенитных ракет различают три вида наведения. Первый — пассивный (он описан в статье), когда сопровождение цели, расчет траектории перехвата и управление ракетой ведутся с «земли», основываясь на отраженном сигнале подсвечиваемой цели и радиопередатчика ракеты. Второй — полуактивный, когда сопровождение ведется с земли, а перехват осуществляется ракетой самостоятельно, она наводится на отраженный от цели сигнал. Третий — активное наведение, когда подсветка цели и наведение ведутся ракетой самостоятельно. Наиболее прост и поэтому распространен первый способ, но с ростом дальности перехвата и скоростей цели и ракеты ошибки в оценке угловых величин становятся слишком велики. Оценку траектории перехвата и момента подрыва необходимо перенести ближе к месту действия, то есть использовать полуактивную или активную схему наведения или же различные комбинации этих методов: на первом этапе пассивное, на последнем — полуактивное или активное.