Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Александр Королев:
Несколько лет назад мне довелось экспериментально исследовать работу специальных бассейнов-барботеров, входящих в систему локализации аварий ядерных реакторов. Оказывается, эти устройства имеют много общего с реактивным паровым водометом, описанным в «ПМ» № 2'2011. При регулировании давления в первом контуре избыток пара из компенсатора давления конденсируется благодаря вдуву в холодную воду в баке-барботере. В районе сопел, вдувающих пар, наблюдаются сильные колебания давления, приводящие к их повреждениям. Причиной этих колебаний оказалось схлопывание паровых пузырей на их выходе. Частота колебаний давления, связанная со схлопыванием пузырей, составляла 3−10 Гц и опре-делялась расходом пара и температурой воды в окрестности сопла. При исследовании наблюдалось два вида схлопывания: один с отрывом пузырей от сопла и схлопыванием их в объеме жидкости и другой, наиболее интересный для нашего пароходика, без отрыва от сопла, с образованием кумулятивной струи воды, направленной внутрь сопла. Заброс струи холодной воды глубоко в подводящий паропровод сопровождался характерным «треском», свидетельствующим о попадании холодной воды на горячую поверхность металла. Таким образом, водомет представляет собой «двухтактный двигатель», с той лишь разницей, что пар не выходит из трубок, а выталкивает воду и способствует забросу воды обратно в котел. Этот неприятный для оборудования режим конденсации пара (с забросом холодной воды внутрь сопла) призван радовать ребятишек и их пап.
Настоящий убийца авианосцев
Борис Голдовский, генеральный конструктор ЦКБ «Лазурит»:
В подборке «Оружие века» («ПМ» № 2'2011, с. 59) упомянута подводная лодка проекта 949А как «убийца авианосцев». Действительно, этот проект самый большой по водоизмещению и количеству ракет из подводных лодок данного класса. Но термин «убийца авианосцев» появился гораздо раньше, в 1967 году, когда в состав ВМФ СССР вошла первая подводная лодка проекта 670 с крылатыми ракетами «Аметист», стартовавшими из подводного положения. По поводу появления этих кораблей в Конгрессе США даже рассматривался специальный запрос, поскольку угроза авианосным соединениям существенно возросла. Ракет на подводной лодке проекта 670 было в три раза меньше, чем на проекте 949А, зато водоизмещение — меньше в 6,7 раза (подводная лодка строилась на «внутреннем» заводе «Красное Сормово» в Горьком). По количеству боезапаса (ракет и торпед), приходящегося на тонну водоизмещения, она не имеет равных в мире. Всего по данному проекту и его модификации было построено 17 единиц. Если удельный боевой потенциал не считать важным показателем, то можно было бы упомянуть еще одного «убийцу авианосцев» — подводную лодку проекта 661, вошедшую в состав ВМФ в 1969 году. Корабль этот был построен в единственном экземпляре, по относительному количеству боезапаса он уступает проекту 670, но зато обладает абсолютным мировым рекордом подводной скорости хода — 45 узлов.
Адская пыхтелка
Дмитрий Бурлаков:
В статье «Реактивный паровой водомет» («ПМ» № 2'2011) утверждается, что «такой мотор может работать только на игрушечных корабликах». Между тем в журнале «Катера и яхты» за 1968 год (вып. 16, с. 42), который в свою очередь ссылается на журнал Motor Boat and Yachting, приводится статья «Адская пыхтелка», где описан полноразмерный двух-местный гоночный катер именно с таким экзотиче-ским двигателем.
Это довольно известный случай — перепечатка удачной первоапрельской шутки журнала Motor Boat and Yachting. Судя по тому, что 16-й выпуск «Катеров и яхт» не апрельский, шутка удалась в полной мере.