Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Сергей Борзов: С интересом прочел статью про цикложир — «нелетательный аппарат». Хотелось бы чуть-чуть дополнить этот материал. Конечно, в авиации подобный циклоидальный пропеллер применения не нашел — это было ожидаемо. Но его вовсе не выбросили на свалку истории! Он пришелся очень даже кстати... в кораблестроении. В 1926 году австрийский изобретатель Эрнест Шнейдер запатентовал движительно-рулевое устройство с крыльчатым движителем, где было применено циклоидальное движение лопастей. Годом позже он продал патент немецкой компании Voith, которая построила первый опытный образец. По принципу действия движитель, сегодня известный как судовой крыльчатый движитель Войт-Шнейдера, точь-в-точь соответствует циклоидальному «крылу» цикложира — вплоть до угла движения лопаток, загребающих воду и отбрасывающих ее назад. В 1931 году было построено первое судно, которое использовало этот движитель в качестве основного. Сегодня движитель Войт-Шнейдера широко используется на паромах и буксирах. Так что называть циклоидальный пропеллер совсем уж бесперспективной идеей нельзя, пусть он и нашел применение совсем в другой стихии.
Истинный и видимый
Никита Ерин: В статье «Как далеко находится линия горизонта» («ПМ» №10'2010) был описан простой способ определения дальности горизонта, но горизонта истинного (геометрического). Однако наши глаза воспринимают не его, а видимый горизонт, при расчете дальности которого нужно учитывать рефракцию (преломление) атмосферы, которая как бы «приподнимает» горизонт для наблюдателя. В среднем можно считать, что расстояние до линии видимого горизонта больше расстояния до истинного горизонта приблизительно на 7%. Дело даже не в цифрах, а в том, что рефракция сильно влияет на геодезические работы, ипри высокой точности крайне важно ее учитывать.
С крылом, но без хвоста
Юрий Богданов: В статье «Летящий DEMON» («ПМ» №12'2010) аэродинамическая схема летательного аппарата указана неправильно. По представленным фотографиям можно определить, что DEMON представляет собой не «летающее крыло», а схему «бесхвостка». Хотя они и похожи, важное различие между ними состоит в том, что «летающее крыло» подразумевает отсутствие любого вертикального оперения.
ПМ: Схема «летающее крыло» вовсе не предусматривает полного отсутствия вертикального оперения, хотя чаще всего оно действительно отсутствует по причине относительной бесполезности в рамках данной схемы. Основное различие между «бесхвосткой» и"летающим крылом» состоит вналичии у первой схемы «выделенного фюзеляжа». Создатели аппарата DEMON называют его схему Blended Wing Body, так что он может быть вполне отнесен и к «летающим крыльям». В любом случае «летающее крыло» — это разновидность схемы «бесхвостка».
Советские роботы-хирурги
Олег Ултургашев: К вопросу о роботах-хирургах. Нано-робот (разумеется, без использования такого термина) фигурирует у фантаста Георгия Гуревича в рассказе «Глотайте хирурга» 1970 года. Там же описывается технология создания такого устройства (конечно, совершенно фантастическая). А еще робот-хирург (и операция лечения аппендицита «посредством глотания оного»), действующий «изнутри пациента», описывается у Ефремова в «Сердце Змеи» (1965 год).
Сувенир с Венеры
Виктор Спевацкий: В статье «Буровая на астероиде» («ПМ» №11'2010) одна из подписей на полях гласит: «...Порода, доставленная на Землю аппаратом "Венера-14..." Однако на самом деле еще ни один аппарат не доставлял породу с других планет на Землю (если не считать Луны).
ПМ: Просим прощения за досадную оговорку. Конечно же, имелись в виду данные о составе породы, переданные на Землю станцией «Венера-14».