От редактора
Профессионалы издательского дела хорошо знают, что подавляющее большинство читателей начинают листать свежий номер журнала с конца. Так что, скорее всего, вы уже узнали на фотографии кабину скоростного электропоезда «Сапсан», который примерно год курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом.
Экраны и джойстики, джойстики и экраны. Сегодня такую картину можно увидеть и на суше, и на море, и в воздухе, и даже под землей. В кокпите аэробуса или грузового вертолета, на капитанском мостике нефтяного танкера, в кабине экскаватора и даже на пульте управления проходческого щита. А также в салоне автомобиля и на кухонной плите. Раньше панели управления любой техникой, особенно транспортом, выглядели самобытно, имели свой неповторимый характер. На кораблях был огромный штурвал, массивный навигационный хронометр, основательный позолоченный компас. На самолетах — россыпь стрелочных приборов и тумблеров повсюду: на стенах, на полу и даже на потолке. А сейчас — несколько телевизоров и электронный манипулятор. Зато управлять техникой стало намного проще. Дисплеи показывают только ту информацию, которая нужна в данный момент, а контекстные меню сами предлагают пользователю все варианты действий, доступных в данный момент. Яркий пример — автомобили. За последние полвека они научились делать много нового, например подсказывать дорогу или звонить по телефону, а управлять ими стало намного проще.
Для кого-то контекстные меню до сих пор в новинку, хотя первый основанный на них интерфейс появился на компьютере Xerox Alto еще в 1973 году. Между тем мы незаметно переходим на новый уровень взаимопонимания между человеком и машиной. Уже сегодня можно задать компьютеру любую задачу (не одну из предложенных, а вообще любую), и он сам подыщет варианты решения. Для меня это стало очевидно, когда мы попросили наши коммуникаторы подобрать новогодние подарки и спланировать праздничную вечеринку. О том, что ответили умные устройства, читайте в нашем новогоднем приложении «Идеи и подарки». А о самых долгожданных открытиях будущего десятилетия, подземной войне 1914 года и устройстве кораблей из «Звездных войн» — как всегда, в журнале.