Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Андрей Минаков, инженер-конструктор: Был несколько удивлен «лучшим письмом номера» в «ПМ» № 7'2010, автор которого крайне категорично высказался по поводу современного подхода к производству конструкций из композитов. Будучи профессионалом в этой области, позволю себе не согласиться. Существуют разные технологии производства конструкций из армированных пластиков: в первую очередь это выкладка и намотка, во вторую — формовка из массы. Но ни одна из них не позволяет достичь идеального эффекта. Технологические припуски так или иначе существуют, и обрабатывать их необходимо — вырезать выкройки при выкладке или срезать облой при формовке из массы. Кроме того, композитная конструкция редко бывает самодостаточна и, как правило, стыкуется с другими деталями и агрегатами, для чего в ней устанавливаются элементы каркаса (вкладыши, усиления), может иметь вырезы, точная формовка которых не представляется возможной по технологическим и экономическим соображениям. Проще и дешевле вырезать кусок дорогого композита, чем создавать массу уникальной оснастки для единичного изделия. По сути автор письма прав только в одном: нарушение целостности волокон крайне нежелательно, а наличие отверстий в местах, не предусмотренных при проектировании, ведет к потере прочности. Этого в любой грамотной конструкции любыми путями избегают, и вполне успешно.
Лайнеры на диете
Алексей Алесковский: «Диетические лайнеры 2030» по версии NASA («ПМ» № 8'2010) — на мой взгляд, тупиковый путь, так как усложнение конструкции повышает цену самолета и снижает ресурс. Современные машины практически оптимальны, и улучшить их очень непросто. Но есть и другой путь — качественные изменения. Снизить потребление топлива можно, просто отключив двигатель на большую часть полета. Снизить шумность — повысив высоту полета. Мое видение самолета-2030 — два типа двигателей (турбовентиляторный для взлета и посадки и ракетный для разгона), малая пассажировместимость (30−50 человек). После взлета и набора высоты 10−15 км на минуту-полторы включается ракетный двигатель, разгоняющий лайнер до 3 М с перегрузкой до 4−5g. На высоте 35−40 км начинается баллистический полет, за 25−30 минут самолет пролетит от 3000 до 8000 км и, потратив на весь полет не более часа, окажется на другом континенте. Такой самолет будет безопаснее, так как на участке заатмосферного полета будет лететь «с отпущенной ручкой» и не требовать внимания пилотов, а гроз и ветров на этих высотах нет.
Локальная чистота
В статье «Искра обетованная» («ПМ» №7'2010) утверждается, что «даже при сжигании угля на электростанциях электромобили будут на порядок чище бензиновых». С этим утверждением трудно согласиться. Не очень ясно, что значит «на порядок чище бензиновых». Если сравнивается количество углекислого газа, производимое двигателями внутреннего сгорания, с количеством углекислого газа, выделенным на электростанциях при сжигании каменного угля, при одинаковой полезной энергии, то легко подсчитать, что разница будет никак не на порядок и, вполне возможно, даже окажется в пользу бензина. Альтернативные источники энергии при всей их привлекательности не смогут обеспечить полную потребность в энергии, тепловые источники пока заменить нечем, да и у АЭС есть свои противники. Поэтому единственный аргумент за электромобили — чистый воздух в городах: прощай, смог!
Жгучие названия
Амир Бакаров: В статье «Настоящая бомба» («ПМ» №8'2010) у перцев «бхут джолокия» и хабанеро указано одно и то же название — Capsicum chinense. Но, как я понимаю, это разные виды?
ПМ: Это один и тот же вид (Capsicum chinense), но разные ботанические сорта.