Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает в подарок электронную фоторамку Samsung 800P с диагональю экрана 8 дюймов. Рамка может воспроизводить фотографии, видеоролики, музыку, имеет модуль Bluetooth, 2 Гб встроенной памяти и пульт дистанционного управления.
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олег Титков: В дополнение к статье «Wasserfall — забытое оружие Рейха» («ПМ» № 3'2010) мне удалось найти некоторые подробности о конструкции ракеты и ее истории в СССР. Немцы разрабатывали для ракеты системы конечного самонаведения — полуактивную радиолокационную и пассивную ИК-систему «Гамбург» с приемником лучистой энергии на основе охлаждаемого углекислотой до -78°С сернистого свинца. Система была построена на шести радиолампах, весила 10 кг и могла обнаружить «нагретую» цель на дальности около 3 км. На ракете стояли неконтактные радиовзрыватели «Какаду» и «Марабу» с дальностью реагирования 15−40 м, разрабатывался также активный фотоэлектрический взрыватель «Вассермаус». Для подачи топлива в камеру сгорания ЖРД был создан пороховой аккумулятор давления (ПАД), но в испытаниях использовалась только воздушная вытеснительная система. В конце 1940-х — середине 1950-х в СССР проводились испытания ракет Р-101 (точная копия «Вассерфаль») и Р-102 в качестве модернизированного варианта с более мощным ЖРД и отечественным ПАД. Дальше испытаний дело не пошло, хотя Р-101 и Р-102 находились в опытном производстве. Так что Э. Бургесс, который в своей книге «Управляемое реактивное оружие» (1958) утверждал, что ракетами «Вассерфаль» была оснащена система ПВО вокруг Москвы и Ленинграда, ошибался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закрытый космос

Владимир Косицкий: В статье «Высокая космическая мода» («ПМ» №4'2010) говорится, что за пятьполетов в космос Джефри Хоффман стал первым человеком, «навыходившим» в открытый космос на 1000 часов! Но на самом деле примерно таким было его общее время пребывания на околоземной орбите, а не воткрытом космосе. Рекордсмены же по количеству выходов в открытый космос и времени в некорабельной деятельности — россиянин Анатолий Соловьев (16 выходов, более 78 часов) и американец Майкл Лопез-Алегриа (10 выходов, более 67 часов). А на счету Хоффмана — 4 выхода общей продолжительностью 25 часов.

Полет кольцеплана

Владимир Семенов: Коллеги по ЦАГИ обратили мое внимание на «ПМ» №4'2010 со статьей о белорусском кольцеплане. Я начинал заниматься такими аппаратами лет 40 назад и принимал участие в аэродинамических и прочностных исследованиях ЦАГИ. Но белорусские коллеги недостаточно изучили предысторию. Линейно-ломаные, кольцевые, волнообразные замкнутые крылья исследовались, модели и пилотируемые модели, в основном за рубежом, летали. Меня очень удивило трижды повторенное чье-то утверждение «ЛА с эллиптическим замкнутым крылом теоретически летать не может». В самых жарких дискуссиях специалистов, на которых мне довелось побывать, никто такой мысли никогда не высказывал. Это сродни заявлению «Аппарат тяжелее воздуха летать не может». Сегодня преобладает мнение, что летать может все, что имеет достаточную мощность двигателя и соответствующую систему управления. Все дело в оптимальности проекта в области его предполагаемого применения. Авторы проделали большой путь от проекта Локхида и в правильном направлении, а дальше — поиск оптимальной пространственной формы оси крыла. Успеха им.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конец вечности

Александр Корниленко: В статье «Изнашиваются ли микросхемы при интенсивной работе» («ПМ» №5'2010) не уточнено, каковы механизмы выхода из строя микросхемы за счет высокой тепловой нагрузки. Основных процессов тут два — это электромиграция, перенос ионов металла под действием электронов, что приводит к деградации свойств материалов, особенно в локальных неоднородностях плотности тока. Вторая причина — разность коэффициентов температурного расширения, например, слоя металлизации и полупроводника. При сильном нагреве или просто со временем за счет множества циклов нагрева-охлаждения участок микросхемы может разрушиться из-за механического напряжения.