Письма читателей: За лучшие письма — призы!
Лучшее письмо месяца
Владислав Губский: Кухня как филиал механического завода («Чего не хочет женщина», «ПМ» № 3'2010) действительно привлечет мужчин, но несколько дезинформирует их относительно распиловки. Дело в том, что пилорама, ленточно-пильный станок и многопильный станок — это три принципиально разных устройства, не имеющие между собой ничего общего, кроме назначения — распускать бревна на доски (брус). Пилорама представляет собой чугунную раму, поперек которой натянуты пилы. Эта рама двигается вверх-вниз и таким образом распускает подаваемое бревно на доски за один проход. Основное достоинство такого метода — высокая производительность: целое бревно обрабатывается за один проход. Недостаток — удельное потребление энергии: возвратно-поступательное движение рамы очень энергоемко. Неудивительно, что пилорама была наиболее распространенным методом распиловки в СССР. Основа ленточнопильного станка — «лента», длинная гибкая пила, соединенная в кольцо, натянутое между валами большого диаметра, как в ременной передаче, а вместо ремешка — металлическая лента с зубьями по одной стороне. Достоинства — энергоэффективность (нет возвратно-поступательных движений) и малый объем отходов (лента тонкая). Недостаток — малая производительность: двигаясь вдоль бревна, «ленточка» отрезает от него только одну доску за проход. «Многопил» — это обычная «циркулярка», только на вал насажено несколько пильных дисков. Достоинства — энергоэффективность и производительность (бревно обрабатывается за один проход). Недостаток — можно обрабатывать бревна только очень небольшого диаметра, не более 30% диаметра пильного диска. С увеличением диаметра растут центробежные силы и диск приходится делать более толстым, что приводит к росту объема отходов и снижению выхода готовой продукции.
Большей частью морем
Юрий Ружинский: В статье «Небесный тяжеловес» («ПМ» №3'2010) автор допускает ошибку: самый дешевый инадежный на сегодня вид транспорта — морской (речной). И все крупные производства либо добывающие отрасли (Крайний Север, Дальний Восток) тяготеют к большой воде. Следовательно, проблема не в транспортировке сверхгабаритного и сверхмассивного груза на дальние расстояния, а в перевалочных мероприятиях на дальности 30−200 км от порта (пристани) до точки разгрузки. Поэтому было бы наиболее целесообразно развитие симбиоза вертолета и дирижабля. Торообразный вертодирижабль с центральными соосными винтами должен иметь ровно такую статическую подъемную силу в баллонетах, чтобы нейтрализовать собственную массу, а основную подъемную силу (сгрузом) должны обеспечивать мощные подъемные ГТД. Как альтернатива локомоскайнеру, вертодирижабль на 600 т грузоподъемности должен иметь двигатели вертикальной тяги на 60000 л.с., диаметр лопастей (при двухосной схеме) — 62 м, крейсеркую скорость — около 80 км/ч. Более простой и экономичный вариант- создание серии вертодирижаблей грузоподъемностью 100−150 т, которые впоследствии можно соединять в спарки, треугольники, кресты через несущие рамы, добиваясь необходимой суммарной грузоподъемности. Если изначально правильно сформулировать ТТЗ, использовать готовые конструкторско-технологические решения (например, на базе Ми-10), то можно решить и проблему доставки нестандартных грузов.
26 миллиардов пикселей
Алексей Негодин: В статье «Миллиард пикселей» («ПМ» №1'2010) информация об абсолютном рекордсмене в гигапиксельном разрешении (17 275 Мп) не точна. Самой большой фотографией считается снимок панорамы Дрездена, сделанный роботом с помощью камеры Canon EOS 5D Mark II и 400-мм объектива из здания Haus der Presse. Изображение размером 26031 Мп состоит из 1655 полноформатных снимков (www.gigapixel-dresden.de)
ПМ: 26-гигапиксельная фотография Дрездена стала абсолютным рекордсменом уже после сдачи январского номера «ПМ» в печать. На момент подготовки статьи рекордсменом была именно фотография Мэйнарда. Причем предшествующий рекорд продержался всего три месяца. Вероятнее всего, и дрезденский рекорд тоже будет вскоре побит.