От редактора
Звучит вполне логично, но поражает другое. Скорости воздушных течений внутри смерча, по некоторым оценкам, могут достигать 1300 км/ч. На границах потоков бушует турбулентность, способная разорвать на куски большой авиалайнер, как будто это бумажный самолетик. Какой безумец-пилот решится по собственной воле отправиться в этот ад, чтобы проверить смелую гипотезу яйцеголовых умников?
Похожие мысли посещали меня, когда мы работали над рассказом о белорусском кольцеплане, который вы прочтете в этом номере. К моменту первых испытаний аэродинамика этой необычной машины была просчитана только в общих чертах по моделям обычного плоского крыла. Об исследованиях в аэродинамическом тоннеле или гидродинамических «проливках» тогда и речи быть не могло. При этом более чем столетний опыт экспериментов по всему миру однозначно свидетельствовал: кольцеплан не может летать. Тем не менее пилот-испытатель Владимир Петровский (кстати, бывший военный летчик в Афганистане) занял место за штурвалом и совершил первый успешный полет. Лишь спустя пару лет точные расчеты показали, насколько сильно аэродинамика кольцевидного крыла отличается от обычного плоского. Хотя, скорее всего, пилот и до этого прекрасно понимал, что управляет аппаратом с непредсказуемыми свойствами.
С другой стороны, мужество изобретателей, ученых, предпринимателей, вовлеченных в инновационные проекты, также трудно переоценить. Повторюсь, создатели кольцеплана бросили вызов множеству предшественников, которые уже больше века пытались заставить такой аппарат взлететь. Люди, стоящие у истоков прорывных технологий, будь то двигатель со свободным поршнем, компрессионный марсианский скафандр или плазменный пистолет, ставят на карту свое будущее, репутацию, жизнь. Пожалуй, исключение составляют лишь придворные медики древности — в поисках противоядий они испытывали свои снадобья на заключенных-смертниках.
За каждым научным открытием, остроумным изобретением, промышленным ноу-хау стоят судьбы отважных людей. И вполне возможно, что крохотный винтик в ваших часах мог бы рассказать историю, достойную шекспировской драмы. Вот почему так много людей интересуется техникой и читает наш журнал.