Ледяные авианосцы: бумажная лодка
В 1942 году британский изобретатель Джеффри Пайк смог убедить британское военное министерство испытать свою фантастическую концепцию — для защиты морских путей в Северной Атлантике использовать грандиозные, более километра длиной, айсберги. Он планировал превратить их, обеспечив охлаждением и теплоизоляцией, в непотопляемые и неуязвимые для бомб и торпед авианосцы.
Год спустя помощник Пайка предложил добавить в воду перед заморозкой древесные опилки или пульпу, чтобы сделать материал прочнее. В честь Пайка этот материал был назван «пайкрит». Но к тому времени, когда были построены два ледяных прототипа в уменьшенном масштабе, над атлантическими путями уже наладили патрулирование силами дальней авиации, так что эта безумно-гениальная идея постепенно канула в лету.
Ледяная фанера
По сути дела, «пайкрит» представляет собой просто ДСП, в котором в качестве связующего использован не полимер, а лед. Прочность такого материала должна быть не выше, чем прочность ДСП, так что и корабль должен получиться хрупким и рыхлым. Но что же предложить взамен? Да просто фанеру! Несколько слоев древесного шпона, перемежающегося слоями клея, дают прекрасный конструкционный материал. Как мы помним, «пайкрит» изготавливался из древесной пульпы. Но ведь и газетная бумага тоже делается из древесной массы. Вот «Разрушителям легенд» Джейми Хайнеману и Адаму Сэвиджу и пришло в голову — а почему бы не построить «фанерную» лодку из размоченных, а потом замороженных газет?
Первым делом нужно было проверить идею на практике — в самом ли деле газетный сэндвич будет прочнее, чем прочный, хотя и хрупкий пайкрит? Эксперимент показал, что материал обладает беспрецедентной прочностью. Зажав в тисках пятисантиметровую доску, выклеенную изо льда и газет, на ее конец навесили пару центнеров свинцовых гирь. Потом ведущие принялись колотить по этой доске молотком, пока окончательно не выбились из сил. Доска не уступила по прочности пятидесятимиллиметровой фанере. Новый материал был удостоен названия «суперпайкрит».
Плоскодонный крейсер
После этого пришло время выбрать конструкцию катера. Джейми вспомнил годы, когда еще ходил капитаном на судах торгового флота, и без колебаний выбрал плоскодонку. Широкое и плоское дно позволяет использовать его в качестве устойчивой платформы для любых серьезных работ на воде и под водой. С другой стороны, этот корпус позволяет выходить на глиссирование при относительно малой мощности двигателя, поскольку «суперпайкрит» — достаточно тяжелый материал.
Для ходовых испытаний катера требовалось место с холодной водой. И такое место нашлось — Кетчикан, штат Аляска. В январе море там свободно ото льдов, а в местной школе имеется столярная мастерская, в которой ведущие могли заниматься постройкой своего судна. Правда, средняя температура в это время там выше нуля, так что пришлось еще заказать передвижной рефрижератор.
Холодная верфь
Если вы тоже когда-нибудь задумаете построить ботик из мокрых газет, не забывайте, что газеты нужно накладывать на форму так, как дранку настилают на крышу, — лист за листом, начиная с носа и двигаясь к корме, так чтобы вода стекала по поверхности и не затекала между наложенными слоями. Пройдя из конца в конец всего четыре раза, Джейми и Адам получили корпус с толщиной стенок в 50 мм.
Внутрь корпуса вложили еще одну форму, а потом шаланду с помощью вилочного погрузчика задвинули в кузов рефрижератора. Покуда катер хранился в холодильнике, на него установили 150-сильный четырехтактный подвесной мотор Yamaha, бензобак, аккумулятор и ходовые огни.
«Вчерашние новости»
Два дня спустя грузовик въехал на мол, катер послушно выскользнул по полиэтилену из фанерной формы и закачался на волнах. Не дожидаясь, пока корабль, названный «Вчерашние новости», растает, ведущие, одетые в защитно-спасательные комбинезоны, отошли от берега. Катер вышел на глиссирование и спокойно делал свои 40 км/ч. То тут, то там начали открываться небольшие течи, но стоило пшикнуть на них из углекислотного огнетушителя, и они замораживались — по крайней мере на первое время. Эксперимент показал работоспособность концепции Пайка. Осталось только проверить, можно ли построить из старых газет и льда палубную авиацию. Но это отдельный вопрос. А пока не выбрасывайте старые газеты — возможно, они еще пригодятся.