Ледяные авианосцы: бумажная лодка

Ведущие программы «Разрушители легенд» канала Discovery Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж решили осуществить давний проект времен Второй мировой и построить лодку из экзотических материалов – льда и газет.
Ледяные авианосцы: бумажная лодка

В 1942 году британский изобретатель Джеффри Пайк смог убедить британское военное министерство испытать свою фантастическую концепцию — для защиты морских путей в Северной Атлантике использовать грандиозные, более километра длиной, айсберги. Он планировал превратить их, обеспечив охлаждением и теплоизоляцией, в непотопляемые и неуязвимые для бомб и торпед авианосцы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Год спустя помощник Пайка предложил добавить в воду перед заморозкой древесные опилки или пульпу, чтобы сделать материал прочнее. В честь Пайка этот материал был назван «пайкрит». Но к тому времени, когда были построены два ледяных прототипа в уменьшенном масштабе, над атлантическими путями уже наладили патрулирование силами дальней авиации, так что эта безумно-гениальная идея постепенно канула в лету.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ледяная фанера

По сути дела, «пайкрит» представляет собой просто ДСП, в котором в качестве связующего использован не полимер, а лед. Прочность такого материала должна быть не выше, чем прочность ДСП, так что и корабль должен получиться хрупким и рыхлым. Но что же предложить взамен? Да просто фанеру! Несколько слоев древесного шпона, перемежающегося слоями клея, дают прекрасный конструкционный материал. Как мы помним, «пайкрит» изготавливался из древесной пульпы. Но ведь и газетная бумага тоже делается из древесной массы. Вот «Разрушителям легенд» Джейми Хайнеману и Адаму Сэвиджу и пришло в голову — а почему бы не построить «фанерную» лодку из размоченных, а потом замороженных газет?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым делом нужно было проверить идею на практике — в самом ли деле газетный сэндвич будет прочнее, чем прочный, хотя и хрупкий пайкрит? Эксперимент показал, что материал обладает беспрецедентной прочностью. Зажав в тисках пятисантиметровую доску, выклеенную изо льда и газет, на ее конец навесили пару центнеров свинцовых гирь. Потом ведущие принялись колотить по этой доске молотком, пока окончательно не выбились из сил. Доска не уступила по прочности пятидесятимиллиметровой фанере. Новый материал был удостоен названия «суперпайкрит».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плоскодонный крейсер

После этого пришло время выбрать конструкцию катера. Джейми вспомнил годы, когда еще ходил капитаном на судах торгового флота, и без колебаний выбрал плоскодонку. Широкое и плоское дно позволяет использовать его в качестве устойчивой платформы для любых серьезных работ на воде и под водой. С другой стороны, этот корпус позволяет выходить на глиссирование при относительно малой мощности двигателя, поскольку «суперпайкрит» — достаточно тяжелый материал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для ходовых испытаний катера требовалось место с холодной водой. И такое место нашлось — Кетчикан, штат Аляска. В январе море там свободно ото льдов, а в местной школе имеется столярная мастерская, в которой ведущие могли заниматься постройкой своего судна. Правда, средняя температура в это время там выше нуля, так что пришлось еще заказать передвижной рефрижератор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Холодная верфь

Если вы тоже когда-нибудь задумаете построить ботик из мокрых газет, не забывайте, что газеты нужно накладывать на форму так, как дранку настилают на крышу, — лист за листом, начиная с носа и двигаясь к корме, так чтобы вода стекала по поверхности и не затекала между наложенными слоями. Пройдя из конца в конец всего четыре раза, Джейми и Адам получили корпус с толщиной стенок в 50 мм.

Корабелы на Аляске

Построить лодку оказалось не так уж и сложно. Сначала нужно было сделать форму, то есть основу для днища. 
Это была закрытая коробка из 20-миллиметровой фанеры шириной два с половиной и длиной в шесть метров. Получился как бы половой из толстой фанеры, снабженный боковыми стенками. Листы днища нужно было состыковать, сшить и проклеить, чтобы потом вся конструкция не развалилась, когда ее погрузчиком будут засовывать ее в кузов рефрижератора. Боковые стенки продублировали той же 20-миллиметровой фанерой и зафиксировали на луженых петлях. Когда форма была готова, ее выстлали тонкой полиэтиленовой пленкой – таким образом обеспечили и дополнительную гидроизоляцию, и легкое отделение готового ледяного корпуса от фанерной формы.
Самым сложным этапом строительства оказалась заготовка газет. Ведущие завербовали целую армию старших школьников, которые набрали тонну газет Ketchikan Daily News и других не менее популярных изданий. Все газеты нужно было разложить по листику, развернуть и замочить в тазу. Причем пока газета не намокнет, она упорно плавает на поверхности, так что юные помощники настойчиво топили в воде лист за листом. Такими тазами было уставлено все вокруг.

Внутрь корпуса вложили еще одну форму, а потом шаланду с помощью вилочного погрузчика задвинули в кузов рефрижератора. Покуда катер хранился в холодильнике, на него установили 150-сильный четырехтактный подвесной мотор Yamaha, бензобак, аккумулятор и ходовые огни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вчерашние новости»

Два дня спустя грузовик въехал на мол, катер послушно выскользнул по полиэтилену из фанерной формы и закачался на волнах. Не дожидаясь, пока корабль, названный «Вчерашние новости», растает, ведущие, одетые в защитно-спасательные комбинезоны, отошли от берега. Катер вышел на глиссирование и спокойно делал свои 40 км/ч. То тут, то там начали открываться небольшие течи, но стоило пшикнуть на них из углекислотного огнетушителя, и они замораживались — по крайней мере на первое время. Эксперимент показал работоспособность концепции Пайка. Осталось только проверить, можно ли построить из старых газет и льда палубную авиацию. Но это отдельный вопрос. А пока не выбрасывайте старые газеты — возможно, они еще пригодятся.