Сотворение мира: Миниатюрные железные дороги
Мой коллега, бывший железнодорожник, на горнолыжном курорте в Швейцарии познакомился с местным жителем, тоже бывшим железнодорожником. Общее профессиональное прошлое буквально за 10 минут разговора сделало их близкими друзьями, и коллега был приглашен на обед в дом швейцарца. После десерта гостеприимный житель гор, распахнув двери подвального помещения, продемонстрировал свою гордость — макет железной дороги. На площади, сравнимой с размерами квартиры моего коллеги, были выстроены станции, городки, горы, мосты над ущельями и проведены многочисленные железнодорожные пути.
Несколько десятков поездов бодро бегали по рельсам. Но все это оказалось только верхушкой айсберга. В дальней стене были пробиты миниатюрные туннели, которые вели в сад.
В теплое время года там выстраивался целый мир с заброшенными полустанками, водонапорными башнями, миниатюрными водопадами и бесконечными нитками рельс. Сидеть в саду можно было часами.
Мини-железнодорожники
По самым пессимистичным оценкам, в Европе железнодорожным моделизмом увлекается каждый пятый взрослый мужчина. Оптимисты считают, что небольшой локомотив и несколько вагончиков можно обнаружить у каждого второго. В России это хобби единиц. Тому масса причин — и крошечные размеры жилья соотечественников, и небольшие доходы (стоимость только одного миниатюрного локомотива колеблется от $100 до $10 000), и отсутствие традиций. Тем не менее число энтузиастов медленно, но неуклонно растет.
Железнодорожный моделизм старше самого железнодорожного транспорта: английский инженер Ричард Тревитик перед постройкой первого в мире паровоза долго экспериментировал с моделями. В хобби же изготовление миниатюрных поездов превратилось ближе к концу XIX века, одновременно с бурным развитием железных дорог. Не обошло увлечение и Россию: в 1900 году на Всемирной выставке в Париже модель Транссибирского экспресса (которую и сейчас можно увидеть в Музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге) взяла золотую медаль.
При социализме вручную изготавливалось практически все —
от подвижного состава до путей. Существовали даже специальные станочки, на которых вытягивали миниатюрные рельсы. Для пущей детализации иногда из дерева резались шпалы и делались практически невидимые невооруженным взглядом микроскопические костыли. Изготовление же собственно локомотивов было и вовсе ювелирной задачей, посильной только высококлассным профессионалам.
Проводились специальные соревнования, где моделисты состязались в точности воспроизведения и даже максимальной тяге локомотивов.
Масштабное производство
Возникшие на пороге XX века мелкие ремесленные мастерские по выпуску железнодорожных моделей постепенно переросли в крупные фирмы, изготавливающие все, что связано с железнодорожным моделизмом, — от локомотивов и вагонов до мостов и зданий. Крупнейшие компании расположены в Европе (Германии, Австрии, Англии, Франции и Италии), а также в США. Существует довольно четкая специализация: одни выпускают подвижной состав, другие занимаются путевым хозяйством, третьи — строениями и фигурками людей. Масштабы моделей могут быть разнообразными, но наиболее популярны всего три — 1:87 (HO), 1:120 (TT), 1:160 (N).
Самый распространенный масштаб 1:87 хорошо известен нам по моделям Piko. Большие размеры делают такую дорогу хорошим подарком детям, тем более что в стартовых наборах, традиционно состоящих из локомотива, двух вагонов и небольшого количества путей, нет мелких деталей. Использование моделей такого масштаба в качестве игрушек и сделало его наиболее распространенным.
Однако настоящие коллекционеры и энтузиасты отдают предпочтение более мелким масштабам, позволяющим на небольших площадях возводить целые железнодорожные миры.
Собственно, и коллекционеры делятся на два класса — так называемых «полочников», просто собирающих модели, и «макетчиков», эксплуатирующих подвижной состав на макетах, ведь только в движении можно оценить все достоинства моделей.
Некоторые современные миниатюрные паровозы снабжены дымогенератором, и под парами локомотив окутан дымом, как настоящий. Встроенная электроника не только включает внутреннее освещение и внешние прожектора, но и воспроизводит звуки лопаты, бросающей уголь в топку, пыхтящего котла, свистка и даже пара, вырывающегося из цилиндров.
Даже просто стоящие на полке модели могут рассказать коллекционеру не меньше, чем марки — опытному филателисту. Вагоны и локомотивы испещрены техническими надписями и цифрами, многие из которых можно разглядеть только в лупу. По ним коллекционер определяет дату и место изготовления подвижного состава, места эксплуатации и многое другое. Выпускаются даже специальные «зондерсерии» — ограниченные тиражи, предназначенные для продажи только в одной стране. Еще более ценятся модели, изготавливаемые мелкими сериями, почти вручную, небольшими мастерскими. Нашим моделистам, увлекающимся отечественными железными дорогами, приходится иметь дело как раз с такими. Крупные мировые компании не выпускают российский подвижной состав — слишком мал рынок.
Эпохальные проекты
В железнодорожном моделизме регламентируется шесть эпох: первая — с самого начала по окончание Первой мировой войны (1835−1920); вторая ограничена Второй мировой (1920−1945); третья делится на две подэпохи — 1945−1955 (переход на тепловозную тягу) и 1955−1970 (введение в Европе сквозной нумерации вагонов), четвертая — 1970−1985 (объединение Германии) и пятая — современная. Самыми интересными и красивыми считаются две первые эпохи — с ностальгическими паровозами, пульмановскими вагонами и барышнями на перронах великолепных вокзалов.
Изготовление макета, хоть отдаленно напоминающего те, что вы видите на фотографиях, занимает многие месяцы. По словам Геннадия Никитина, железнодорожного моделиста со стажем около 30 лет, процесс начинается с долгих бесед с заказчиком о том, что он желает видеть. Эпоха, количество составов, ландшафт, водоемы, здания, люди — сделать можно все, включая действующие водопады, фонтаны или парк аттракционов. После того как у мастера расчет геометрии путей и ландшафтов. Задача далеко не так проста, как кажется: все должно выглядеть гармонично, многоуровневые развязки должны быть незаметно спрятаны внутри, радиусы закруглений должны пропускать планируемые поезда. Дополнительные проблемы связаны с тем, что не все современные локомотивы могут тянуть двухметровые составы на подъем под углом более 110. Существуют, правда, модели «Эдельвейса». В реальной жизни он затаскивает составы в Альпийские горы, используя третий зубчатый рельс. И только при наличии миниатюрного аналога этого рельса модель поезда преодолеет 30-градусный подъем.
Но мы отвлеклись. Расчет геометрии макета, даже с использованием современного компьютера, может занять месяцы.
После этого разрабатывается электронная схема. Сердцем служит мощный процессорный контроллер, который управляет не только движением поездов, но и освещением в домах.
А еще он приводит в действие разнообразные механизмы. Благодаря ему лесопилка работает, люди ходят по перрону, а автомобили ездят по дорогам. На проектирование электронной схемы часто уходит до четырех месяцев. Затем начинается собственно изготовление макета. Чаще всего основание для путей — толстая фанера. А вот для создания рельефа существует масса разных технологий — метод горизонталей, применение жестких вертикальных ребер, нервюр
Геннадий Никитин утверждает, что смакетировать можно все. Например, недавно для крупного заказчика в качестве сюрприза построили точнейшую копию его загородного дома. На крыльце — сам хозяин с женой и детьми, смотрят на проходящие поезда. В мансарде этого самого дома, только реального, и смонтирован гигантский макет. Жена жалуется, что муж после работы может пропадать там часами, как зачарованный наблюдая за жизнью железной дороги.
Поехать легко
Вовсе не обязательно отводить под макеты целые комнаты и чердаки, да и не у всех они есть. Существует масса хитроумных способов встраивания их в обычные жилые комнаты. Например, с обратной стороны детской кровати: она поворачивается на шарнире, и вместо подушки с одеялом перед вами — сказочный город с мостами и полустанками. Используются также нижние поверхности столов, стеновые ниши. Некоторые гигантские макеты на блоках просто убираются под потолок. Было бы желание, миниатюрную дорогу можно расположить даже на верхней полке в шкафу. Поверьте, это стоит того. Я сам час стоял как завороженный — оторваться невозможно. Вот и вы сейчас что делаете последние пять минут? Рассматриваете фотографии?