Горные ботинки: история изобретения подошвы Vibram
В те времена альпинисты использовали для переходов по относительно ровной местности тяжелые ботинки с подбитой сапожными гвоздями жесткой подошвой, а для крутых участков — легкие ботинки с гибкой и тонкой фетровой подошвой. Они позволяли хорошо чувствовать скальный рельеф, но не обеспечивали достаточной защиты от холода и влаги. А уж если подметки намокали, то при отрицательных температурах обледеневший фетр просто скользил по камню, так что восхождение и спуск становились невозможными. Именно ботинки и стали одним из факторов, которые погубили шесть членов группы, погибших от обморожения.
Можно ли было предотвратить трагедию? Именно этим вопросом и задался Брамани. На замену фетру требовалось придумать подошву, которая бы удовлетворяла ряду противоречивых требований — была бы тонкой и гибкой, хорошо защищала от холода и влаги и, конечно, отлично держалась на скальном рельефе. В качестве материала Брамани выбрал вулканизированную резину, материал, известный к тому времени уже около ста лет. Почти год он подбирал состав резины, чтобы добиться нужной жесткости и стойкости к истиранию, и разрабатывал рисунок, который бы прочно удерживался на любой поверхности. В 1937 году он запатентовал свое изобретение — резиновую подошву Carrarmato, что в переводе с итальянского означает «напролом», и начал выпуск подошв, воспользовавшись помощью шинной компании Pirelli Tire Company. В качестве торговой марки изобретатель выбрал сокращение от своего имени и фамилии (Vitale Bramani) — Vibram.
Ботинки с подошвами Vibram быстро получили известность среди альпинистов. Но настоящая мировая слава пришла к компании в 1954 году, когда двое итальянских альпинистов, Лино Лацеделли и Ахилл Компаньони, совершили восхождение на вторую по высоте (но, вероятно, первую по сложности и опасности) вершину мира — гору Чогори, или K2: одним из главных предметов экипировки итальянских спортсменов были ботинки с подошвами Vibram. С тех пор ботинки с ярко-желтым многоугольником и надписью Vibram на подошве оставили свои следы на всех покоренных вершинах Земли, да и само слово стало практически нарицательным для туристической обуви. Сейчас компания выпускает 35 млн подошв ста пятидесяти разновидностей в год, а более тысячи производителей используют их в своей обуви. Девиз компании, производящей самые известные подошвы в мире, гласит: «Между вами и землей».