Ночь, улица, фонарь, автомобиль: нужны ли очки для вождения в темное время суток
На рынке немало предложений очков для водителей, которые позиционируются как способ улучшить зрение человека во время ночных поездок. Преимущественно речь идет об очках с линзами желтого или янтарного цвета, а еще предлагают поляризационные линзы. Но есть ли от них польза на самом деле?
Особенности ночного вождения автомобиля
Каждый водитель не понаслышке знает, что водить машину ночью гораздо сложнее, чем днем. В это время суток дорога становится опаснее из-за снижения видимости. Именно поэтому многие предпочитаю обезопасить себя, купив специальные очки для ночного вождения. Подразумевается, что они должны помочь справиться с:
- Снижением зрения в темноте. Когда человеку за рулем приходится долго смотреть в темноту, острота его зрения снижается. Это происходит даже с теми, у кого при нормальных световых условиях глаза работают без пререканий. Ученые назвали это явление «ночной миопией». Из-за нее водитель начинает хуже фокусироваться на дальних объектах, а изображение дороги для него становится менее контрастным.
- Ярким светом от встречных машин. В правилах дорожного движения не просто так есть пункт, который гласит, что дальний свет необходимо переключать на ближний заблаговременно, чтобы не ослепить встречного водителя. На самом деле, такая ситуация — нешуточно опасная и предугадать ее довольно сложно. Во время ослепления фарами водитель может потерять контроль над ситуацией на дороге и попасть в ДТП.
- Бликами и отражением. Ночью на дороге источники света могут создавать блики и отражения, которые, как и фары встречных машин, могут ослепить человека за рулем. Сформировать этот фактор могут даже незначительные загрязнения на очковых линзах или ветровом стекле. Именно поэтому специалисты рекомендуют водителям особенно внимательно относиться к чистоте стекол, если им предстоит ночная поездка.
- Снижением контрастности изображения. Из-за того, что ночью изображение для водителя становится менее контрастным, его глаза быстро утомляются и перенапрягаются. Для пассажира такая ситуация не критична, а вот для того, кто рулит машиной — очень даже. Небольшой зрительный дискомфорт может стать причиной невнимательности на дороге, которая впоследствии приведет к непоправимому и печальному результату.
Что представляют собой очки для ночного вождения
Очками для ночного вождения обычно называют аксессуары, которые продаются без рецепта офтальмолога. Обычно такие очки оснащены желтыми тонированными линзами. Внешне и функционально они похожи на спортивные очки «для стрельбы».
Обычно очки «для ночного вождения» оснащены антибликовым покрытием. Производители уверяют, что оно должно помогать справляться с отражением света от фонарей, фар других автомобилей и любых других резких источников света.
Часто такие очки надевают люди, увлекающиеся охотой в ночном лесу. Считается что желтые тонированные линзы помогают увеличить контраст предметов и лучше замечать движущихся зверей и птиц.
Нужны ли очки для вождения ночью
Специалисты-оптики утверждают, что толку в таких очках нет и более того — они даже способны навредить! Причем обеим категориям водителей — и тем, у кого хорошее зрение, и тем, кто носит корригирующие очки. Людям с хорошим зрением никакие очки не нужны, поскольку любая линза перед здоровым глазом не даст никакого эффекта, кроме негативного — контрастность изображения упадет.
Тем же, кто носит очки из-за проблем со зрением, эксперты рекомендуют в лучшем случае бесцветные линзы с просветляющими покрытиями — они уменьшают отражения от поверхностей линз и повышают их светопропускание. На выходе это обеспечивает лучший обзор дороги за счет снижения числа паразитных отражений, а также увеличению светопропускания очков.
Допустимо использовать и корригирующие очки с фотохромными линзами с просветляющим покрытием, но только если у них достаточное светопропускание и нет остаточного светопоглощения. А вот желтые и янтарные линзы в очках бессмысленны.
Желтый цвет убирает коротковолновую синюю составляющую видимого спектра света, а янтарная окраска линз убирает синюю составляющую видимого спектра света и существенно ухудшает светопропускание линз в остальной области спектра. Плюс с учетом интенсивности окраски такие линзы серьезно уменьшают количество света, достигающего глаз водителя.
В итоге получается, что в зоне освещения фар контрастность объектов на дороге с такими очками действительно становится выше, но и только. Однако этого достаточно, чтобы сформировать у водителя абсолютно ложного ощущения лучшей видимости. Более того, в случае ослепления фарами встречной машины очки с желтыми или янтарными линзами только увеличивают срок восстановления зрения.
От ослепления, правда, подобные очки способны уберечь глаза, но лишь в том случае, если свет встречного автомобиля будет синим. Но даже у машин с ксеноновыми фарами синяя составляющая спектра не настолько богатая, чтобы очки были эффективными.
При этом есть оговорка: оптометристы считают возможным использование молодыми водителями очков с линзами желтого или янтарного цвета во время движения только по хорошо освещенным дорогам, где подобные очки повышают комфорт для глаз водителя. Но при выезде на дорогу с недостаточным освещением такие очки обязательно нужно снимать.
Поляризационные линзы вовсе недопустимы для ночного вождения, поскольку даже у лучших представителей таких линз светопропускание не превышает 44%, тогда как международные стандарты позволяют использовать за рулем ночью линзы со светопропусканием не менее 80%.
Так в 2019 году исследователи из Научно-исследовательского института глаза Шепенса при Гарвардской медицинской школе в Бостоне провели эксперимент с участием 22 водителей разного возраста, на которых испытали эффективность очков с желтыми линзами в сравнении с обычными очками. Итоги оказались неутешительными — заявленного эффекта от очков не было получено вообще и даже было отмечено небольшое снижение качества зрения по сравнению с вождением в аналогичных условиях в очках с прозрачными линзами.
Более того — эксперты подчеркнули, что ни одного из заявленных преимуществ очков для водителей не подтверждено научными исследованиями, поэтому все обещания производителей подобных аксессуаров являются просто рекламной уловкой.
Какие очки выбрать для ночного вождения
Таким образом, для ночного вождения автомобиля непозволительно использовать очки с окрашенными (будь то желтые/янтарные или простые солнцезащитные) линзами, поляризационные и фотохромные линзы с остаточным светопоглощением.
Вывод прост: если у вас хорошее зрение, то очки вам не нужны, а если вы носите корригирующие очки, подберите для них вместе со специалистом подходящие линзы по типу покрытия и аберрациям высшего порядка.
Если водить машину по ночам вам приходится достаточно часто, лучше всего — посетить врача-офтальмолога. Специалист проведет комплексное обследование и посоветует вам подходящие под ваше зрение линзы. Даже если в обычной жизни вы видите хорошо, на обследовании может оказаться, что небольшая коррекция вам все же не помешает. Если в бытовой ситуации небольшой «минус» сильной роли не сыграет, за рулем вопрос остроты зрения может быть решающим!
После того, как врач назначит вам необходимые линзы, обратитесь в оптику за подбором новой пары очков. При покупке лучше выбрать линзы с антибликовым покрытием. Они пропускают весь видимый свет и правильно фокусируют его, что при вождении в ночное время суток будет очень кстати. Кроме того, это покрытие хорошо справится с отражением тех самых мешающих бликов фонарей и фар. Если же проблем со зрением у вас нет — в антибликовым покрытии и очках «для ночного вождения» нет необходимости, ваши глаза справятся со всеми трудностями сами.