Минус в плюс: что такое бескамерные покрышки
Разберемся, что такое бескамерные шины и чем они отличаются от обычных.
Что такое бескамерные шины
Бескамерные шины — это монолитные конструкции, состоящие из одной покрышки. Их многослойная структура обеспечивает превосходную прочность, герметичность и ряд преимуществ.
Внешне бескамерные покрышки не отличаются от шин с камерами, но конструктивно имеют серьезные отличия. Во-первых, внутреннее покрытие имеет слой воздухонепроницаемой резины. Во-вторых, снаружи имеется эластичное покрытие, которое обеспечивает герметичность при монтаже на диск. В-третьих, вентиль шины герметично стыкуется с отверстием в ободе колеса.
Составные элементы:
- Протектор: Внешний слой из высококачественной резины с рельефным рисунком, обеспечивающий сцепление с дорогой и устойчивость автомобиля.
- Брекер: Бандаж из прорезиненных нитей, надежно фиксирующий протектор и предотвращающий его отслоение.
- Корд: Основа из текстильных или металлических нитей, несущая основную нагрузку во время движения.
- Лента и бортовые кольца: Обеспечивают устойчивость к боковым воздействиям, поворотам и износу диска.
- Внутренний слой: Эластичная резина, сохраняющая герметичность даже при проколе. При повреждении внутренний слой обволакивает острый предмет, предотвращая утечку воздуха и обеспечивая безопасность водителя.
История бескамерных шин
Покрышки с камерами — это первые появившиеся в истории человечества пневматические шины. 23 июля 1888 года шотландец Джон Данлоп запатентовал пневматическую шину, а 31 августа того же года получил патент на её использование в транспортных средствах. Конструкция представляла собой герметичную резиновую камеру, наполненную воздухом, которая поверх оборачивалась прорезиненной парусиной — она одновременно и крепила камеру к ободу колеса, и защищала её от повреждений.
С тех пор конструкция принципиально не изменилась. В камерных шинах покрышка прилегает к диску негерметично и не способна удержать воздух внутри, поэтому для этого используется герметичная камера, которая накачивается и держит давление в колесе, а шина играет роль «крепления» к диску колеса и одновременной защиты камеры.
С развитием технологий удалось создать бескамерную (tubeless) покрышку — её в 1903 году запатентовал Пол Литчфилд, но до использования на серийных автомобилях такая шина добралась только в 1954 году. Первоначально её считали небезопасной, но современные бескамерные покрышки уже лишены всех недостатков своих прародителей.
Бескамерные шины, ныне популярный выбор для автомобилей, изначально не пользовались спросом. Несмотря на изобретение в 1903 году компанией Dunlop, они не получили широкого распространения из-за скептицизма производителей.
Разработанная в 1903 году Полом Литчфилдом из Goodyear первая бескамерная шина была сочтена ненадежной. Позже патенты получали Killen Tire (1930), Wingfoot Corporation (1944) и BFGoodrich (1952). Прорыв произошел в 1954 году, когда автомобили Packard начали оснащаться бескамерными шинами. Однако массовое производство началось лишь в 1945 году, когда мир узнал о преимуществах этих шин.
Изначально не все были знакомы с бескамерными шинами и их преимуществами. Технические трудности при производстве приводили к низкому качеству. В 1955 году бескамерные шины стали стандартным оборудованием для новых автомобилей. После длительных судебных разбирательств BF Goodrich получила патент, благодаря использованию бутилкаучука вместо натурального материала, что обеспечило герметичность и предотвратило утечку воздуха.
Особенности использования бескамерных покрышек
Несмотря на то, что бескамерные шины сейчас широко используются на легковых автомобилях и некоторых грузовых, все же есть область применения и для шин с камерами. Шины с камерами до сих пор устанавливаются на мотоциклы, мопеды, квадроциклы, скутеры и даже велосипеды с так называемыми «спицованными» колесами, которые не обеспечивают достаточной герметичности для бескамерных шин. Кроме того, шины с камерами до сих пор актуальны для грузового и легкого грузового транспорта, хотя в этой области бескамерные шины постепенно набирают популярность. Некоторые консерваторы также предпочитают камерные шины, считая главным преимуществом возможность замены проколотой камеры без замены всей покрышки, а также простоту самостоятельного ремонта камеры.
Популярность таких шин обусловлена их функциональностью. Водители отмечают комфорт от их использования. Далее кратко рассмотрим основные преимущества камерных шин:
- Повреждения. Несмотря на прокол, шина сохраняет свою форму в течение длительного времени. При небольшом проколе можно продолжать движение.
- Нагрев. Более низкая температура шины благодаря лучшему отводу тепла от камеры.
- Долговечность. Камерные шины могут служить дольше за счет возможности замены камеры.
- Простота установки. Установка камерной шины обычно проще и быстрее, чем бескамерной.
- Возможность замены только пробитой камеры при боковом повреждении вместо полной замены шины;
- Универсальность: камерные шины подходят для любых дисков без необходимости специальных адаптеров.
- Экономичность. Стоимость камерных шин обычно ниже, чем бескамерных.
Однако, бескамерные шины имеют свои преимущества, такие как улучшенная герметичность, более легкая установка и меньшая вероятность перегрева. В целом, выбор между камерными и бескамерными шинами зависит от конкретных потребностей и предпочтений каждого водителя.
Важно помнить, что устанавливать бескамерные покрышки можно только на те диски, что рассчитаны на работу с ними, а также нельзя монтировать внутрь такой шины камеру. Стремление сэкономить в таких вопросах способно серьёзно навредить безопасности, поскольку автомобиль с бескамерными шинами на неподходящих дисках или с камерой в бескамерной покрышке представляет угрозу водителю, пассажирам да и всем окружающим. Поэтому всегда подбирайте автомобильную резину в соответствии с требованиями производителя вашей машины.
Плюсы бескамерных шин
Бескамерные покрышки имеют ряд преимуществ. Они легче и меньше нагреваются в движении — камера не трётся о покрышку и ей не требуется охлаждение. Бескамерные покрышки легче переносят мелкие повреждения за счёт того, что внутренний и внешний слой как бы обволакивают предмет, тогда как находящаяся в растянутом виде камера при любом повреждении стремится увеличить его.
Вопреки растущей популярности автомобилей, некоторые водители могут не знать, что такое бескамерная шина. Обсуждая ключевые преимущества этого типа шин, мы можем глубже понять их характеристики. Вот некоторые из преимуществ, связанных с бескамерными шинами:
- Устойчивость к механическим повреждениям и проколам;
- Медленный выход воздуха из шины при нарушении ее целостности;
- Равномерное распределение нагрузки на каркас во время вождения;
- Высокая прочность конструкции при относительно небольшом весе;
- Комфортное и плавное вождение благодаря мягкой боковой части покрышки;
- Отсутствие чрезмерной нагрузки на определенные области обеспечивает долгий срок службы шин;
- Универсальность: камерные шины подходят для любых дисков без необходимости специальных адаптеров.
Минусы бескамерных шин
При всех плюсах бескамерные покрышки крайне требовательны к качеству шиномонтажа — неправильная работа способна повредить боковину шины и лишить её герметичности и геометрии колёсных дисков, поскольку сколы или деформация закраин не позволят обеспечить требуемую герметичность.
Хотя у этих шин есть много преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Минусы бескамерных шин включают:
- Необходимость помощи профессионала для установки;
- Более высокая стоимость по сравнению с камерными шинами;
- Быстрый износ шины при деформации диска;
- Сложность самостоятельного ремонта;
- Вес: камерная шина значительно тяжелее бескамерной;
- Спущенная камерная шина требует замены на месте, и на ней нельзя доехать до автосервиса;
- Риск внутреннего прокола камеры из-за разорванных или изношенных нитей корда;
- Необходимость разбора колеса для ремонта даже небольших проколов.
Особенности установки камерных и бескамерных шин
Замена бескамерной шины и ее установка требуют понимания некоторых ключевых аспектов. Вот несколько из них:
- Одинаковый тип шин должен быть установлен на всех четырех колесах, чтобы избежать потери устойчивости автомобиля и возможных аварий.
- Бескамерная шина подходит для установки на определенный тип дисков со специальными выступами (хампами), которые обеспечивают герметичность.
- Установку должен выполнять профессионал с использованием специального оборудования.
- Нельзя устанавливать камеру в бескамерную шину, хотя некоторые мастерские предлагают эту услугу при повреждении шины. В таких случаях замена является единственным решением.
- Камера не должна устанавливаться в бескамерную шину даже при ее повреждении. Это может увеличить прочность поврежденной шины, но на самом деле это просто опасно.
Как отличить камерную шину от бескамерной
Этот вопрос часто возникает у покупателей поддержанных автомобилей, которые уже оборудованы резиной. Как узнать, являются ли установленные шины камерными или бескамерными? Сомнения также могут возникнуть при обращении в ненадежный шиномонтаж: правильно ли установили резину? Внешне камерные и бескамерные шины, установленные на диски, не отличаются друг от друга — вся разница скрыта внутри, а внутреннюю часть мы не видим.
Конечно, самый очевидный и неоспоримый способ заключается в размонтировании шин: так вы сможете визуально оценить внутреннюю часть шины. Если этот вариант не подходит, обратитесь к маркировке на боковой стороне: TT — маркировка камерных шин, аббревиатура от Tube Type — «камерный тип» TL или одиночная буква T — маркировка бескамерных шин, от Tubeless — «без камеры» Вариант с маркировкой может вызвать сомнения, если все надписи на шинах стерлись за время использования и уже не смогут помочь определить, является ли шина камерной или бескамерной. На очень старых покрышках, надпись типа Tube Type или ТТ или TL может вообще отсутствовать.
Последний вариант, как можно отличить камерную шину от бескамерной — это внимательно осмотреть ниппель. На камерной шине он будет более длинным и гладким, а на бескамерной — коротким, с небольшим ободком. Если спустить колесо и попытаться вдавить ниппель, то с бескамерной шиной этого сделать не удастся, так как ниппель жестко прикреплен к поверхности. В то время как на камерной шине ниппель может уйти внутрь почти на всю свою длину.
Особенности ремонта бескамерных покрышек
Многих автовладельцев интересует вопрос о том, как накачивать бескамерные шины. Если есть повреждение, только специалист, у которого есть набор необходимых инструментов, сможет справиться с ним. Вы можете использовать клей и специальный герметик, чтобы починить бескамерную шину. В этом случае шина будет в рабочем состоянии и владелец автомобиля сможет добраться до предполагаемого места ремонта.
Если вы обнаружили повреждение на колесе бескамерной шины своего автомобиля, сначала оцените серьезность ситуации. Если вы считаете, что можно обойтись без ремонта и добраться до надежного шиномонтажа на периодическом подкачивании колеса, лучше так и сделать. Бескамерные шины разработаны таким образом, чтобы удерживать воздух даже при наличии посторонних предметов в корде. Но помните, что езда на автомобиле с гвоздем или другим предметом в шине приводит к тому, что отверстие постепенно увеличивается, и покрышка начинает разрушаться вокруг поврежденного участка.
Однако, если вы получили серьезное повреждение колеса в пути, камера не удерживает воздух, и вы не можете закончить путь на подкачке покрышек, вам нужно выбрать оптимальный метод временного ремонта и немедленно приступить к его выполнению. Бескамерную шину можно отремонтировать следующими способами:
- с использованием жгута или жгута-латки;
- с помощью различных видов герметиков: жидких, гелевых или аэрозольных.
Выбирая ремонт с использованием жгута, вам нужно определить, какой тип материала будет использоваться. Жгут может быть из корда или резины.
Видео про особенности бескамерных шин
Подробно о бескамерных шинах, преимуществах, недостатках и многом другом, можно узнать в видео ниже: