Самая русская кукла: история создания матрешки
Если вы когда-то играли в «ассоциации», то с вопросом о России помимо медведей, кокошников и борща всегда всплывало кое-что еще — деревянная кукла, которая таит в себе многое в прямом и переносном смысле. Матрешка! Внутри нее прячутся все более маленькие копии самой себя. Этот традиционный сувенир, знакомый по всему миру, кажется таким древним и самобытным, будто он был всегда. Но на самом деле история появления первой матрешки не такая уж давняя и полна неожиданных поворотов. И даже имеет несколько возможных генеалогических древ.
Когда придумали матрешку
Существует множество полулегенд о том, как появилась русская матрешка. Достоверных фактов немного: первую всем известную куклу создали в Москве, далее производство игрушек перенесли в Сергиев Посад, где уже наладили массовый выпуск. Определены и временные рамки: конец XIX века, так что этому известному российскому сувениру чуть больше ста лет. Однако происхождение идеи разъемной куклы и ее создатель до сих пор покрыты паутиной истории.
Кто и где первым придумал матрешку
Существует множество версий происхождения матрешки. Согласно большинству из них ее прототипом стала фигурка одного из семи японских богов удачи — бога учености и мудрости Фукурумы (иногда упоминаются и другие японские куклы или божки). Такую фигурку кто-то подарил брату известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова — Анатолию. Между тем никаких документальных подтверждений этого не существует. Один из самых крупных специалистов, Николай Дмитриевич Бартрам, коллекционер, искусствовед и основатель Музея игрушки, также выражал сомнение в том, что именно японские куклы послужили образцом для русской матрешки, поскольку строение их совершенно разное. Так как же появилась знаменитая русская игрушка?
Японская версия рождения матрешки
История появления матрешки окружена множеством версий, одна из которых связывает ее происхождение с Японией. В древней Японии существовала вера во множество богов, каждый из которых отвечал за свою область: кто-то за урожай, кто-то за искусство, а кто-то — за справедливость. Японцы верили, что у каждого человека есть несколько тел, и каждое из этих тел находится под покровительством своего бога. Это убеждение послужило одной из основ для создания первых фигурок, вложенных друг в друга, что напоминало структуру многослойности человеческого существа.
Согласно одной из версий, в конце XIX века неизвестный японский мастер вдохновился этой идеей и создал фигурку буддийского мудреца по имени Фукурума. Этот добродушный старец в японской мифологии олицетворял мудрость, процветание и счастье. Так появилась первая праматрешка, состоящая из нескольких вложенных друг в друга фигурок, символизирующих разные аспекты человеческой души и божественной поддержки.
Другая теория связывает матрешку с японской куклой Дарума. Дарума — это символ мудреца Бодхидхармы, который основал дзен-буддизм в Китае. По легенде, Бодхидхарма провел девять лет в медитации, не отводя взгляда от стены. В результате его долгого неподвижного сидения, согласно преданиям, у него отказали ноги. Именно поэтому куклы Дарумы часто изображаются без ног. Однажды, погруженный в глубокие размышления, Бодхидхарма заметил, что начал засыпать, и чтобы не допустить этого, он отрезал веки. Брошенные на землю веки проросли и превратились в чайные кусты, символизируя бодрость и ясность сознания.
Дарума также ассоциируется с особенностями японских новогодних традиций. Куклы-неваляшки, изображающие Бодхидхарму, используются в праздничных церемониях. Их покупают в храмах и приносят домой, где загадывают желание, рисуя один зрачок. Считается, что если желание сбудется, то кукле дорисуют второй глаз, а если нет, то фигурка возвращается в храм, где ее сжигают.
Российская версия рождения матрешки
Более-менее достоверно известно, что матрешка появилась на свет в магазине «Детское воспитание», который принадлежал Анатолию Ивановичу Мамонтову и его супруге Марии Александровне. Сначала магазин был книжным, позднее ассортимент был расширен и в мастерской при магазине стали производить игрушки. Один из работников, художник Сергей Малютин, увидел похожую игрушку в Кустарном музее, где выставляли ремесленные изделия со всей России. По его эскизу мастер-токарь Василий Звездочкин выточил деревянную куклу, внутри которой находились еще семь маленьких фигурок.
Звездочкин показал свое изделие коллегам и по их совету переделал ее, оставив неизменной форму, но изменив конструкцию: она стала пустотелой и многослойной — из нескольких вложенных друг в друга фигурок. Мамонтову понравились и идея, и воплощение, и он попросил одного из художников, сотрудничавших с его издательством, расписать игрушку.
Анатолий Иванович в это время отбирал экспонаты для Всемирной выставки в Париже и с удовольствием включил новую игрушку в их число. И не прогадал: матрешка имела на выставке феерический успех, а Мамонтов за свою коллекцию игрушек получил бронзовую медаль.
Какой была первая матрешка
По проекту художника Сергея Малютина образ первой матрешки выглядел так: круглоликая, слегка пухлая девушка в косынке и традиционном русском наряде. Внутри этой куклы было спрятано еще пять сестер, один брат и младенец, который уже не разделялся на части. Роспись матрешек включала традиционные русские элементы: серп, каравай, узорную рубаху, передник и расписной платок.
Интересно, что первая матрешка не имела имени. Название «матрешка», как считают многие ученые, происходит от имени Матрена, которое с латыни переводится как «знатная женщина», а с древнеиндийского — как «мать». Это имя ассоциировалось с образом матери большого семейства. Первая матрешка символизировала русскую красавицу, такую, какую описывали в народных песнях и сказках. Кроме того, матрешка стала символом материнства, плодородия и продолжения рода, а также идеи бесконечной жизни и семьи, где одно поколение передает жизнь следующему.
Как матрешка стала национальным символом России
В 1900 году матрешку впервые показали на Всемирной выставке в Париже, где она получила бронзовую медаль. Этот успех сделал игрушку очень популярной в России. После выставки матрешки начали производить не только в магазине «Детское воспитание», где они изначально появились, но и в ремесленных мастерских Сергиева Посада. Стали изготавливать и другие изделия, которые, как и матрешка, состояли из нескольких частей, вложенных друг в друга. Например, популярность получили деревянные пасхальные яйца, которые также украшали узорами в духе древнерусского искусства.
В Сергиевом Посаде усовершенствовали процесс создания матрешек. Особое внимание уделяли выбору древесины, и чаще всего фигурки вырезали из липы. Эта порода дерева была мягкой и легко поддавалась обработке, при этом она почти не трескалась во время сушки. Заготовки несколько раз обрабатывали, затем покрывали лаком и тщательно полировали. После этого их украшали росписью или наносили рельефные узоры.
В начале XX века матрешки продолжали покорять международные выставки. Их демонстрировали на кустарном базаре в Лондоне, на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала настолько популярной, что в 1911 году в Лейпциге начали продавать копии матрешек, выполненные в японском стиле. Они отличались по внешнему виду — у них были другие черты лица, и они не имели лакового покрытия.
В 1904 году в Париже открылся официальный магазин, где продавали русские сувениры, среди которых были и матрешки. Спустя несколько лет игрушки стали экспортировать в 15 стран, включая Новую Зеландию. За период с 1909 по 1913 год продажа матрешек принесла более двух миллионов рублей — огромную сумму по тем временам!
Со временем производство матрешек распространилось и в другие регионы России. Например, в городе Семенов, деревне Мериново и селе Полхов-Майдан в Нижегородской губернии начали изготавливать свои версии кукол, каждая из которых отличалась особой техникой росписи. Это разнообразие стилей сделало матрёшки более интересными и уникальными в разных частях страны.
Даже после революции и в советское время производство матрешек не прекратилось. В 1918 году в Москве был основан музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению матрешек. Позже музей переехал в Сергиев Посад (в советское время город назывался Загорск), где он работает и по сей день. В 1959 году в Загорске создали впечатляющую 42-местную матрешку, каждая фигурка которой символизировала один год советской власти.
В СССР производство матрешек стало массовым и охватило почти все регионы страны. В разных местах игрушки отличались сюжетами и техниками росписи. Например, в Уфе мастера создавали матрешек в национальных костюмах и образах героев национального эпоса. Таким образом, матрешка оставалась популярной и важной для СССР, став своеобразным символом страны, продвигающим ее культуру за рубежом.
Когда в 1957 году в Москве проходил Международный фестиваль молодёжи и студентов, матрешка стала подарком для иностранных гостей. Сувенир разъехался по десяткам стран, и именно тогда кукла приобрела статус всемирно известного русского символа. Для зарубежных гостей она выглядела как экзотическая и уникальная вещь. Этот интерес был настолько велик, что в 1961 году десятилетняя британская девочка по имени Катрин Манди написала письмо советскому лидеру Никите Хрущеву с просьбой прислать ей в подарок русскую куклу. В 1963 году матрешка появилась на почтовых марках, а в 1967 году ее изображение украсило первую страницу каталога советского предприятия «Внешпосылторг», что только увеличило ее популярность за пределами страны.
Со временем, независимо от перемен в политическом устройстве России, матрешка продолжала оставаться символом страны. Она символизировала традиции, культуру и семейные ценности.
Современные матрешки: виды росписей
- Сергиево-Посадская матрешка. Один из самых реалистичных типов русских матрешек. Ее образ был вдохновлен реальной жизнью и крестьянской культурой. В XIX веке, недалеко от Сергиева Посада, в усадьбе Абрамцево существовала мастерская, где изготавливали различные игрушки. Там создавали куклы в виде деревенской девушки с круглыми щеками, одетой в традиционный русский наряд — вышитую рубашку, сарафан и передник. Она носила цветной платок на голове и часто изображалась с черным петухом в руках, что придавало образу особую атмосферу народного быта.
- Загорская матрешка. Изображала розовощеких девушек, одетых в яркие национальные костюмы. Однако ее оформление стало более разнообразным. Помимо привычных цветов в руках, такие матрешки могли держать посуду или даже домашних животных. В Загорской росписи есть два основных подстиля: «Боярский» и «Крестьянский». В первом случае фигурки изображают князей, богатырей и героев былин или сказок, а во втором — пастухов и крестьянок с серпами, букетами и другими атрибутами деревенской жизни. Характерной чертой Загорской матрешки является использование ярких цветов, позолоты и четких контуров, что придаёт ей блестящую, глянцевую поверхность.
- Семеновская матрешка. Появилась в начале XX века, когда нераскрашенные матрешки, привезенные с Нижегородской ярмарки, попали в Семенов, где местные художники начали расписывать их в своем стиле. В отличие от других типов, Семеновская матрешка более декоративная и стилизованная. В ее оформлении часто оставляют участки неокрашенного дерева, что придает натуральность. Обязательным элементом росписи становится яркий букет цветов, занимающий центральное место в композиции. А еще семеновские матрешки известны своей нарядностью, насыщенными оттенками и контрастными деталями, что делает их особенно привлекательными как в России, так и за границей.
- Вятская матрешка. Впервые упоминается в 1924 году и является одной из самых сложных в изготовлении. Здесь, помимо ручной росписи, активно применяется инкрустация соломкой, что стало традиционным ремеслом для Вятки. Вятская матрешка похожа на Сергиево-Посадскую, но она отличается яркостью красок.
- Тверская матрешка. Вот оно самая современная из своих «сестер». Творческое объединение «Луч» было основано в 1992 году и объединило талантливых художников, специализирующихся на росписи матрешек. Одна из отличительных черт тверской матрешки — великолепный золотой головной убор, кокошник. На ее переднике можно увидеть различные сюжеты из русских народных сказок, а также живописные пейзажи и изображения, отражающие национальные традиции России. Для декорации часто используют бисер, стразы и золотую поталь, а также краски с особым свечением.
- Авторская матрешка. Работы мастеров, которые создают куклы по собственным идеям. Такие матрешки могут изображать пейзажи, архитектурные памятники, сюжеты из сказок и русских былин, а также носить политическую тематику. Каждая такая кукла — уникальное произведение, в котором мастер вкладывает свою всю свою креативность. Вот, например, можно посмотреть как на ваших глазам у матрешки вырисовывается личико — и еще много деталей вокруг!