Захватывающая история мыла: долгий путь от золы с медом до розовых букетов из глицерина
Чем мылись люди в разные времена?
У каждой культуры был свой подход к решению проблем с гигиеной.
В Древнем Египте при омовении использовали пчелиный воск, однако не ради очищения, а скорее с косметической целью — для придания коже медового аромата и блеска. Воск не растворим в воде и не образует пены, поэтому мыться им было бы сложно.
Античные греки предпочитали натирать тело мелким песком, который действовал как скраб, удаляя въевшуюся грязь. Возможно, они брали для этого песок, привезенный с берегов Нила.
Все эти методы кардинально отличаются от мытья мылом. Ключевое свойство мыла — способность пениться и проникать в поры, растворяя различные загрязнения. Поэтому до появления настоящего мыла люди использовали щелочи, в частности — древесную золу.
Зола, содержащая кварц, гематит, фосфор, серу, кальций и другие минеральные остатки, была самым доступным источником щелочи для древних людей. Наряду с золой, для стирки одежды иногда применялись и другие субстанции — костный мозг, разложившаяся моча животных, птичий помет, бычья желчь, но зола, видимо, оказалась наиболее приятной.
Кто и как изобрел мыло?
Согласно одной версии, рецепт мыла был впервые описан на глиняной табличке шумерской цивилизации: древесная зола, смешанная с водой и жиром. Но доказательств того, что шумеры действительно использовали это средство, пока не найдено.
По другой версии, о мыле впервые узнали древние римляне: во время дождей в Тибр стекали останки животных с высокогорных жертвенных алтарей, образуя пенящуюся, моющую субстанцию, которая привлекла внимание римских женщин, стиравших белье в этой реке. Отсюда, якобы, и произошло слово «мыло» (лат. «sapone»).
Тем не менее, Плиний Старший, римский историк I века, с осуждением отзывался о «галльском мыле», которое использовали варвары, проживавшие на территории Римской империи. Видимо, производство и использование мыла для личной гигиены в Древнем Риме еще не было распространено.
От арабов к Европе
Мусульмане Испании сыграли важную роль в распространении мыла в Европе. Именно арабы изобрели твердое мыло, сочетавшее в себе щелочи, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей. С XII века европейцы начали изготавливать мыло по арабским рецептам, с добавлением оливкового масла. Кастильское мыло, производившееся в Испании, было очень ценным и производилось в небольших количествах, в основном для знатных слоев общества.
Венецианский вклад
В XII веке Венеция наладила масштабный экспорт мыла в Европу, используя для его производства особую золу, богатую содой, которая росла в Сирии. К 1501 году объем венецианского мыльного экспорта достиг 480 центнеров, что было немало по тем временам, хотя и недостаточно для массового потребления.
Примерно в то же время, в пятнадцатом веке, мыло обрело свою классическую форму — твердого блока с выдавленным рисунком или надписью. Этот облик сохранялся практически без изменений до конца двадцатого столетия.
Мужской и женский подход
Во второй половине XV века использование мыльной пены при бритье произвело настоящую революцию: бритье стало более безопасным и комфортным, что позволило европейцам выбирать — носить бороду или нет. Сначала мужчины выбирали эспаньолки, бакенбарды и другие «фигуры». А спустя 100 лет в моду вошло гладко выбритое лицо.
Параллельно среди дам распространилась мода на чистые, умытые лица. Этому способствовало и появление ароматизированного мыла, которое врачи и ученые стали рекомендовать как универсальное косметическое средство.
Тяжкий труд на вредном производстве
К началу восемнадцатого столетия производство мыла распространилось по всему свету. Британская столица к 1700 году могла похвастаться 63 предприятиями по изготовлению мыла. На юге Франции, в портовом городе Марселе, к 1660 году функционировало семь крупных фабрик, чья совокупная годовая выработка достигала 20 тысяч тонн мыльной продукции. К исходу шестнадцатого века именно этот французский город сумел обойти Венецию в сфере экспорта мыла. В период кровопролитной Тридцатилетней войны (1618-1648) марсельские производители едва справлялись с потоком заказов – Голландия, германские земли и прочие государства размещали заявки на поставки мыла на несколько лет вперед.
Изготовление мыла в тот исторический период являлось исключительно опасным для здоровья делом. Процесс начинался с получения сульфата натрия: морскую соль обрабатывали серной кислотой, после чего прокаливали в смеси с углем и известняком. Эту массу кипятили в масштабных котлах, откуда поднимались токсичные испарения высокой концентрации. Рабочим приходилось следить за температурным режимом и периодически (страшно представить) перемешивать бурлящую смесь. На следующем этапе добавляли различные масла – в эпоху колониализма использовали уже не только традиционное оливковое масло, как было принято в Кастилии, или животные жиры, но также привезенные из колоний кокосовое, пальмовое и арахисовое масла. Финальным этапом было разливание готового продукта по формам для застывания с последующей нарезкой на отдельные куски.
Неудивительно, что ремесло мыловара в восемнадцатом веке не пользовалось популярностью. Предприниматели нередко решали проблему нехватки рабочих рук, привлекая к производству осужденных на каторжные работы.
Как появилось глицериновое мыло
Мыло эпохи Нового времени значительно превосходит средневековые аналоги по своим потребительским качествам, однако по-прежнему обладает излишней жесткостью. В конце XVIII столетия английский предприниматель Эндрю Пирс решил изготавливать мыло из более деликатного сырья — глицерина. Так была основана легендарная фирма Pears, выпустившая на рынок первое в мире прозрачное мыло с восхитительным легким ароматом.
История этой компании достойна отдельного повествования, а ее фирменные рекламные плакаты вошли в анналы мирового искусства. Главное же достижение — создание пластичной и мягкой мыльной основы, из которой в начале XXI века стали формировать первые мыльные цветы, фрукты и другие впечатляющие гигиенические арт-объекты.
Мыло и наука
Роль мыла в науке не ограничивается только областью косметологии. Бельгийский физик Жозеф Плато, живший в XIX столетии и изобретший стробоскоп, многие годы посвятил физическому осмыслению структуры мыльных пузырей. В результате ученый сформулировал законы Плато, лежащие в основе множества природных и искусственных материалов (например, пенопласта). Плато также продолжил развитие идей Жозефа Лагранжа, поставив научную задачу о нахождении минимальной поверхности с заданной границей, решенную впоследствии американскими математиками Федерером и Флемингом.
Мыльные цветы
Сама концепция мыльных цветов не нова — в Таиланде издавна пользуются спросом у туристов ручные изделия в виде тропических растений, вырезанных из плотных брусков мыла. Однако данное производство достаточно затратно (много мыла уходит в отходы) и трудоемко, что не позволило распространиться этому ремеслу далеко за пределы Королевства.
Мыльные цветы, знакомые нам сегодня, появились в начале текущего столетия в Южной Корее. Розы, хризантемы и другие цветы с тончайшими мыльными лепестками изготавливают из глицериновой основы с добавлением жидкого шелка, полезных эфирных масел и ароматизаторов.
Технология их создания довольно проста: сначала мыльная база разогревается, затем в нее вводятся ароматические и красящие добавки, после чего смесь заливается в специальные формы, формируя тонкие пласты толщиной иногда менее миллиметра. Из застывших листов вырезаются по шаблону будущие лепестки, из которых впоследствии собираются готовые цветочные композиции.
Отрадно, что производство мыльных роз — достаточно легкое и увлекательное занятие, которое может стать для вас интересным хобби, а то и источником дохода. Многие мастера самостоятельно делают мыльную основу из исходных компонентов, чтобы гарантировать высокое качество конечного продукта.
Ключевые элементы мыльной основы для создания цветов в домашних условиях
- Щелочь смешивается с водой в соотношении 1:2. Для создания твердой мыльной основы используется каустическая сода (NaOH), а для жидкой — гидроксид калия (KOH).
- Животные жиры и растительные масла, например, кокосовое, пальмовое или касторовое.
Пережир — это дополнительные косметические масла, такие как масло сладкого миндаля или виноградной косточки, которые добавляются в мыло для улучшения его свойств.
Глицерин может составлять от 25 до 100% от общей массы мыла, в зависимости от рецепта, и добавляется до завершения процесса омыления.
Изготовление мыла и создание букетов могут принести вам много удовольствия!