10 способов заделать пробоину в лодке: какой из них действительно работает
Яхты и лодки нечасто получают пробоины, хотя от встречи с острым углом полузатопленного контейнера или с рифом никто не застрахован. Причина в том, что корпуса яхт и катеров довольно прочны. 5-килограммовой кувалде в крепких руках яхтсмена-журналиста потребовалось 25 минут, чтобы пробить 8-сантиметровое отверстие в борту.
Конечно, топить 10 яхт в море было бы слишком дорого, поэтому в ходе теста яхту погружали на талях, а после каждого испытания поднимали и откачивали воду. Так испытатели выявили средства, с помощью которых действительно можно быстро заткнуть дыру, чтобы выиграть время, и отсеяли те, что не работают.
Не воспринимайте этот тест как инструкцию к действиям — скорее, воспринимайте его как информацию к размышлению.
Салфетка и нога – быстро и эффективно
У испытателя ушла всего секунда, чтобы схватить салфетку и ботинком прижать к дыре.
Достоинство способа – скорость применения. Если у вас хорошая реакция и подходящий кусок текстиля есть под рукой, всего через секунду вы временно устраните проблему. Кстати, испытатели говорят, что это хорошо снимает первый испуг. Теперь можно оглядеться вокруг и поискать более серьезное решение.
Фанерный пластырь – не работает
В квадратном куске фанеры с дырой в центре продели веревку, подвели к пробоине снаружи, продели веревку в дыру и с ее помощью притянули пластырь к корпусу. Пластырь практически не уменьшил поток воды.
Пластырь с шумоизоляцией – работает
Вместо простой фанерной слани попробовали взять люк моторного отсека с шумоизоляцией, приклеенной на внутреннюю сторону. Притянув его к пробоине шумоизоляцией к корпусу, удалось в разы замедлить поступление воды.
Пластырь из паруса – медленно
Этот метод применяли еще до наступления паровой эпохи. Как обнаружили яхтсмены, подвести парус под корпус довольно трудоемкая и длительная операция. И он постоянно отходит от пробоины, так что вода хлещет не все время, а порциями.
Специальный пластырь – медленно, но эффективно
Конечно, существуют и специализированные средства для яхтсменов. Образец, отобранный Yachting Monthly для теста, отлично сработал – вода практически остановилась. Но на пробоину его заводили еще дольше, чем парус.
Спасжилет – хуже, чем без него
Один из испытателей взял надувной спасательный жилет, завернул в полотенце и заткнул им пробоину изнутри, а для верности загнал жилет более плотно ударами весла. Когда жилет надулся, поток воды уменьшился, но усилились течи сквозь трещины вокруг пробоины, расширенные ударами весла.
Зонт – не работает
У английских яхтсменов есть расхожая шутка, что две самые бесполезные вещи в плавании – это cтарый военный моряк и зонт. Испытатели решили усомниться в верности второго: зонт продели изнутри сквозь отверстие и открыли снаружи в надежде, что поток воды прижмет его к пробоине. Однако тот же поток просто выдавил зонт вовнутрь. Итак, доказано: зонт действительно бесполезен.
Специальный зонт для пробоин – быстро и эффективно
По конструкции это устройство, получившее название Subrella (umbrella + sink, «зонт» и «тонуть»), похоже на зонт: его надо продеть сквозь дыру и открыть снаружи.
Благодаря прочной конструкции и специально подобранной ткани, такой пластырь удалось поставить в считанные минуты и поток воды резко сократился. К сожалению, этот товар больше не выпускается, а действующий патент мешает другим производителям возобновить его производство.
Полотенце в мусорном мешке – не работает
Расчет строился на то, что если мусорный мешок прижать к отверстию снаружи, то давление воды прижмет его. Но мешок сразу порвался о рваные края пробоины, нарушив планы.
Парус в мешке – не работает
Кисой в парусном спорте называют специальный мешок для парусов. Небольшой парус в кисе изнутри запихали в пробоину. Однако усилия привели лишь к тому, что пробоина стала больше.
Пожалуй, главный вывод из этого теста состоит в том, что действительно работающее средство искать лучше заранее и попрактиковаться его применять, чтобы не импровизировать с угрозой для жизни. Если вы в первый раз вышли в море, поинтересуйтесь невзначай у капитана, что он думает делать, если подобная авария произойдет с его судном.