Как перевозить велосипед в электричке – собрали удобные, безопасные и экономные способы

Статья охватывает три главных вопроса: официальные правила перевозки, поиск места для велика в вагоне и способы сэкономить. Последнее актуально для тех, кто часто путешествует с велосипедом по железной дороге.
Как перевозить велосипед в электричке – собрали удобные, безопасные и экономные способы
Московский транспорт
Содержание статьи

Сначала две важные оговорки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, сегодня у нас в фокусе именно пригородные поезда – электрички (электропоезда), дизель-поезда и рельсовые автобусы. Если вас интересуют правила провоза велосипедов в плацкартных и купейных вагонах, вам нужно перейти сюда. Отдельной статьи про правила перевозки в метро мы пока не готовили – если она вам нужна, прошу вас промотать страницу до конца статьи и кликнуть удивленный лайк.

Во-вторых, в России нет единых правил работы пригородных поездов. В стране работают 25 региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), и у каждой свои правила. Я опишу правила, общие для всех, и приведу лишь несколько примеров региональных отличий.

Что разрешено, что нет

В России существуют единые «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Согласно им, пассажир имеет право провозить бесплатно одно место багажа с суммой трех размеров не более 180 см.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На практике, в такие рамки укладываются лишь складные и детские велосипеды.

Сложенный велосипед в чехле
velochehol.ru

Горный, если снять оба колеса и свернуть на сторону руль, почти укладывается. Опытные путешественники считают, что если его хорошо упаковать, то кондукторы и контролеры придираться не станут.

В неразобранном виде велосипед возить тоже можно – платно, по цене одного места багажа. Действует правило: один пассажир – один велосипед. Также правила требуют, чтобы велик размещался не абы где, а в «специально отведенных местах». Парадокс в том, что во многих типах поездов (например, в «Ласточках») мест таковых не предусмотрено. Самое разумное – спросить у кондуктора или проводника, где разместить велосипед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сэкономить

Власти того или иного региона могут установить льготы на провозку велосипедов. Наиболее продвинутая система льгот действует в Москве и Подмосковье. О ней расскажу более подробно (жителям других регионов советую не читать – станет завидно).

Правило железных дорог: один пассажир – один велосипед.

Наиболее шикарные условия в поездах МЦК, МЦД и аэроэкспрессах – если верить информации сайта Tutu.ru, проезд с велосипедом во все время бесплатный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На остальных поездах во все дни существует удобная опция «бесплатный билет». Согласно им, днем с 11 до 16 часов и ночью с 21 до 6 ч можно провозить неразобранный велосипед бесплатно. Время отсчитывается по началу поездки. Важно не забыть оформить билет с нулевой стоимостью.

Москвичам нужно учитывать, что некоторые детали правил двух московских пригородных компаний, ЦППК и МТППК, несколько отличаются.

велосипедисты рядом с электропоездом
Biletik.aero
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы ездите в поездах по абонементу, в Московской области можно оформить «Велоопцию» – фактически, проездной на велик. Она и время экономит, и деньги. Правда, она не работает на поездах-экспрессах.

Кроме того, можно следить за акциями, во время которых целый день разрешено возить велик бесплатно.

Как разместить велосипед в вагоне

Пригородные компании используют несколько типов поездов, от стареньких ЭР-9, построенных в 1980-е гг., до новейших «Иволг» и «Ласточек». Планировка вагонов в них разная.

Удобнее всего — в электричках ЭР-9 новых серий. В первом и последнем вагонах в тамбуре таких поездов предусмотрены вертикальные подвески для трех велосипедов в каждом. Бывалые путешественники говорят, что можно найти возможность подвесить и шесть велов, если есть такая нужда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Места для крепления велосипедов в вагоне пригородного поезда
Московский транспорт

В старых электричках велосипеды чаще всего возят в тамбуре. В нем можно разместить один-два велосипеда – если больше, вы будете мешать другим пассажирам и вызовете их недовольство. Большой компании лучше рассредоточиться по нескольким тамбурам.

Место для велосипеда в вагоне электропоезда
Московский транспорт
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На большие расстояния ездить в тамбуре неудобно. Что касается «Ласточек», в них специальных мест для велосипедов не предусмотрено вовсе. В этих случаях стоит поискать более удобные места.

Если вы сели в поезд на конечной остановке и время до отправления еще есть, можно пройти по составу из конца в конец. Возможно, вы найдете закуток в одном из вагонов, где можно поставить велик.

Пару велосипедов можно поставить прямо между диванами, если другие пассажиры не возражают.

Велосипеды в электричке
Московский транспорт

А самые смелые велосипедисты применяют оригинальный способ, цепляя велосипед сиденьем за багажную полку и закрепляя резиновыми шнурами. Сайт «ВелоДрайв» утверждает, что этот способ достаточно надежен и проверен.