Как сделать гать: технология 12 века для лучшего приключения этого лета
Сначала небольшая «присказка», чтобы вы понимали, о чем мы говорим. Еще в каменном веке человечество обнаружило, что даже через топкую трясину можно проложить дорогу, если завалить ее подходящим материалом – ветками, бревнами и даже просто соломой. На Руси говорили – «гатить» путь, то есть класть гать. В летописях эту технологию упоминают еще с 12 века.
Во времена Петра Великого все главные «шоссе» Российской империи представляли собой гати. А в 1944 г. советские войска нанесли неожиданный танковый удар с направления, откуда немцы никак не ожидали танки – со стороны обширного болота. Так что гать способна выдержать даже очень и очень тяжелую технику.
Когда нужна гать
Как ни смешно, когда перед подъездом по весне разливается лужа и кладут доски – такие мостки тоже можно отнести к классу гатей.
А если серьезно, то вот только несколько примеров, когда вам может пригодиться умение строить гати:
- в деревне или на даче проложить короткую дорогу к озеру или магазину через топкую низинку,
- ходить на болото за клюквой,
- проехать к лесному озеру на машине,
- в весеннюю распутицу укрепить грунтовую дорогу до родной деревни.
Из чего делаем
Для гати подходят разнообразные материалы. Это может быть песок, торф, гравий или земля. В таком случае гать представляет собой длинную дамбу, которая немного возвышается над окружающей местностью. Понятно, что без специальной техники таким методом можно проложить лишь очень небольшой участок, потому что материала уйдет довольно много.
Более перспективный материал – доски, крупные ветки или бревна средней толщины. Последний материал позволяет создать дорогу, по которой через болото пройдет даже многотонный внедорожник.
Как строят гать
Сразу замечу, что единой строгой технологии создания гатей не существует, есть лишь общие принципы, которые желательно соблюдать, чтобы результат получился хороший.
Выбор конкретного решения зависит от трех факторов:
- по какой местности проходит путь,
- кто или что будет путешествовать через гать,
- какие материалы есть в наличии.
Как устроена «классическая» гать
Фишка такой дороги в том, чтобы создать под транспортом опору, которая распределит вес – именно за счет этого машина, лошадь или человек не проваливается.
Для этого строительные материалы перевязывают тем или иным способом. Вот базовая, самая популярная технология:
- Бревна средней толщины укладывают поперек дороги,
- На них сверху кладут пару продольных брусьев или бревен,
- Скрепляют продольные и поперечные детали металлическими скобами или гвоздями. Также для стяжки можно использовать веревки и даже прочные травянистые стебли.
Именно перевязка позволяет разнести вес нагрузки по широкой поверхности.
Гать из матов
Существует усовершенствованная технология, когда из бревен сначала на твердой земле составляют прямоугольные маты. Первый мат кладут на край болота, чтобы на него можно было встать, с него кладут второй, со второго третий – и так далее.
Гать из веток
Можно поступить проще – например, если гать делается из тонких веток или травы. Тогда ветки укладывают слоями: один слой поперек, другой вдоль, третий поперек. Это тоже позволяет создать гибкую и в то же время прочную опору.
Какой бы метод вы ни выбрали, держите в голове две вещи:
- Перед тем, как браться за крупный проект, стоит обкатать технологию на небольшом участке.
- Бережно относитесь к природе того места, в котором строите путь.