Когда менять антифриз в автомобиле: признаки того, что пришло время это сделать

Основу любого антифриза составляют вода и незамерзающая жидкость, которая в каждом классе антифриза своя. В его состав также входит комплект присадок, например, такие, которые препятствуют вспениванию и замедляют коррозию. Однако все же наступает момент, когда менять антифриз попросту необходимо — даже он не вечный!
Зачем менять антифриз
Кажется, что использовать для охлаждения двигателя можно было бы и обычную воду. Но сразу спешим вас огорчить: у антифриза есть самое главное преимущество — он поддерживает оптимальную температуру системы охлаждения, не замерзая (в отличие от воды) и тем самым спасая комплектующие от коррозии и поломки радиатора. И все же наступает время, когда надо менять антифриз — как и любое другое средство.

Все потому, что со временем антифриз утрачивает свои теплопроводные и теплоотводящие свойства. Эта жидкость содержит присадки, которые защищают элементы системы охлаждения от коррозии. Со временем эти присадки разрушаются, и без них металлические компоненты — радиатор, водяной насос или блок цилиндров — начинают покрываться ржавчиной. Чтобы вдруг «не попасть» на дорогой ремонт, необходимо знать, когда менять антифриз в машине.
Но не спешите заливать новое средство. Если ранее вы уже использовали другой антифриз, новый «коктейль» может сильно ударить по системе охлаждения. Когда жидкости вступят в реакцию, они потеряют свои первоначальные свойства и разрушат каналы или шланги. Полная замена охлаждающей жидкости спасет вам время и деньги.
Что происходит с антифризом в двигателе
Основа антифриза за срок службы не меняется. В современных двигателях с герметичной системой охлаждения не испаряется даже вода — это позволяет автопроизводителям давать длительную гарантию на заводскую заливку охлаждающей жидкости. А вот что касается присадок, то они постепенно расходуются и разрушаются под действием температуры, из-за чего менять антифриз нужно регулярно.
Что будет, если не менять антифриз
Несвоевременная замена охлаждающей жидкости в автомобиле может показаться пустяком. Однако даже такая мелочь способна вывести из строя и всю систему охлаждения или мотор.
Перегрев двигателя
Чем дольше вы используете антифриз, тем сильнее деградирует его состав. Образование пены ухудшит способность жидкости отводить тепло. Это значит, что двигатель может перегреться, а печка в салоне будет работать не на полную мощность. Замена жидкости не зависит от марки: если вы вовремя успеваете менять антифриз на Рено или Ниссане, вы обеспечиваете долгую службу двигателя и меньший расход топлива.

Коррозия системы охлаждения
Антифриз обеспечивает защиту от коррозии. Со временем из-за старения присадок он теряет рабочие свойства. Если полностью израсходуются антикоррозионные добавки, коррозия системы охлаждения ускорится — в системе начнет образовываться ржавчина, которая может вывести из строя радиатор или даже двигатель. Именно поэтому нужна регулярная замена антифриза.
Когда нужно менять антифриз и от чего зависит срок его службы
Самый простой способ определить, когда антифриз пора менять на новый — заглянуть в сервисную книжку автомобиля. В ней будет указан рекомендуемый интервал замены, дата и пробег на момент последней сделанной замены. Даже если эти данные утеряны, можно ориентироваться на общие данные для антифризов разных классов:
Стандарт G11. 2 года или 60-120 тысяч км. Следите за тем, что раньше наступит.
G12, включая G12+ и G12++. 5 лет или 250 тысяч км.
G13. 10 лет или пожизненно, в зависимости от автомобильного бренда.
Как понять, что нужна срочная замена антифриза
Любые изменения в цвете или густоте раствора уже являются тревожным звоночком. Обычно антифриз имеет яркий и полупрозрачный цвет (например, зеленый, желтый или лиловый — в зависимости от типа). Если жидкость стала темной, мутной или с осадком, это сигнализирует о разрушении ингибиторов коррозии и потере теплообменных свойств. Что еще может случиться с антифризом, из-за чего его нужно срочно менять:
- Уровень жидкости снижается, несмотря на отсутствие утечек;
- Датчики температуры указывают на перегрев двигателя.

Когда нужно проводить замену охлаждающей жидкости по рекомендациям производителей
Большинство производителей указывает даже такие мелочи, как периодичность замены антифриза в автомобиле. Всю необходимую информацию вы сможете найти в инструкции по эксплуатации. Как правило, менять антифриз рекомендуется раз в пять лет или через 90 тысяч км. При этом рекомендации конкретных автопроизводителей могут незначительно отличаться от общих.
Например, АвтоВАЗ предписывает менять антифриз на Lada Vesta через 80 тысяч км, а Ford — через 240 тысяч. Премиальные автомобили требуют жидкость с более долгим сроком службы. Такие антифризы обладают улучшенной теплопроводностью и теплоемкостью, а также содержат органические и неорганические кислоты для защиты от коррозии.
Ford и Mazda рекомендуют жидкость WSS-M97B44-D. Его можно использовать до десяти лет при температуре не ниже -37 градусов по Цельсию. Audi и Skoda требуют менять антифриз на средства классов G12 и G12+ без добавления силикатов. Все дело в том, что не все охлаждающие жидкости для машин подходят дизельным двигателям из алюминия или чугуна. Именно поэтому Mercedes-Benz выпускает собственные антифризы MB 325.0, MB 345.0 и другие. Он имеет особый состав, благодаря чему служит не менее десяти лет.
Как часто следует менять антифриз: общие правила
Самый лучший источник информации — инструкция по эксплуатации. Производитель указывает, как часто менять антифриз и какой тип жидкости нужно использовать.
- Традиционные антифризы рекомендуется менять каждые 2-3 года.
- Органические или гибридные могут служить до 4-5 лет
- Лобридные антифризы вливаются на срок до 10 лет.

Но не полагайтесь только на производителя. Регулярно проверяйте уровень и цвет антифриза. Так, если жидкость потемнела или стала мутной, а также если в растворе появились хлопья, стоит как можно быстрее провести замену охлаждающей жидкости в машине.
Почему такая разница между G11, G12 и G13
Причина в том, что у этих охлаждающих жидкостей разные основы — соответственно силикатная, карбоновая или пропиленгликолевая — и они применяются в двигателях разной конструкции. В современных двигателях, рассчитанных на использование G13, процессы старения удалось радикально замедлить.
Конечно, замена жидкости для охлаждения двигателя в машине действительно увеличит жизнь мотора. Однако это не значит, что такой антифриз можно залить в любой автомобиль, чтобы получить выгоду от повышенного срока службы. Здесь важно не то, из какого вещества сделан сам антифриз, — необходимо правильное сочетание материала двигателя и жидкости.
Признаки того, что антифриз нужно менять
Охлаждающие жидкости довольно легко переносят увеличенный пробег. Однако в таком случае водителю необходимо внимательно следить за их состоянием и не забывать, зачем менять антифриз. Очень легко упустить момент, когда деградация жидкости начинает угрожать состоянию двигателя.
Первый раз это стоит сделать, когда подойдет регламентный срок замены, и затем делать с увеличенной частотой, учитывая, что жидкость уже немолода. Так вы не пропустите момент, когда нужно менять антифриз на Гранте или Логане.
Кроме этого, состояние жидкостей для охлаждения нужно проверить при таких симптомах в работе двигателя:
- Температура двигателя держится выше обычной;
- Печка стала хуже греть;
- Есть следы жидкости под автомобилем.

Значит, настал час отвинтить крышку расширительного бачка и заглянуть внутрь. Следующие признаки говорят, что жидкость нужно менять:
- Уровень жидкости упал;
- Антифриз помутнел и изменил цвет;
- Появилась пена;
- Жидкость приобрела консистенцию геля или желе;
- Появились металлические вкрапления, песчинки или хлопья.
Как выбрать антифриз
Итак, вернемся к разным классам антифризов. Большинство известных производителей используют в названии букву «G» — по задумке автобренда Volkswagen. В основе каждого средства лежат концентрат воды с гликолем и дистиллированная вода, а вот присадки отличаются. Любой антифриз на полке устойчив к замерзанию. И только дополнительные составы определяют интервал замены охлаждающей жидкости и степень защиты от коррозии.
Вот основные виды антифриза:
- G11 (неорганический, или традиционный). Эта охлаждающая жидкость для автомобилей содержит силикаты, нитриты, нитраты и их различные соединения. Чаще всего такое средство имеет синий цвет, реже — зеленый или желтый. Он наиболее бюджетный среди остальных антифризов, правда, имеет совсем небольшой срок использования — не более двух лет. Кроме того, цена оправдывает качество: он образует тонкую пленочку, которая может нарушать работу мотора и приводить его к нагреванию.
- G12 (органический, или карбоксилатный). Его состав позволяет «исчезать» практически бесследно. Так, во время использования не образуется налет или пленка, что особенно важно для алюминиевых двигателей. Срок службы составляет пять лет. Выпускается в фиолетовом или красном цветах.
- G12+ (гибридный). Создается на основе силикатной и карбоксилатной жидкости без добавления силикатов и нитритов. Может служить до трех лет. Имеет фиолетовый или лиловый цвет.
- G12++ или G13 (лобридный). С такими видами очень легко забыть, когда надо менять антифриз, поскольку его можно использовать до пяти лет. Такую жидкость часто заливают в спортивные авто. Она имеет повышенную теплоемкость и теплопроводность, так что двигатель не будет нагреваться даже при больших цифрах на спидометре. Лобридный антифриз содержит минеральные присадки, такие как фосфаты и силикаты. Средство расходуется только в случае возникновения коррозии.

Мы не зря указали цвета антифризов. Зачастую именно так можно определить, какие вещества содержит охлаждающая жидкость. Однако оттенок не является показателем качества и, уж тем более, срока, когда нужно менять антифриз в автомобиле. Перед покупкой обязательно изучите состав и постарайтесь не переходить на новое средство до израсходования прошлого.
Вот несколько советов, как выбрать подходящий антифриз и не навредить системе охлаждения:
- Ознакомьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля. Производитель обычно указывает, какой тип антифриза подходит для двигателя в зависимости от материала или специфики его работы.
- Выберите подходящий состав. Например, существуют гликолевые антифризы (они наиболее популярны в России), а также глицериновые или пропиленгликолевые жидкости. Последние два варианта менее токсичны, однако имеют более высокую температуру замерзания (до -40 градусов по Цельсию).
- Обратите внимание, есть ли в составе ингибиторы коррозии — и какие. Например, некоторые не создают защитной пленки, из-за чего повышается риск образования ржавчины.
- Учитывайте срок службы антифриза. Помните, что «долгожители» будут стоить дороже.
- Проверьте, точно ли выбранный антифриз изготовлен в соответствии с международными стандартами (ASTM для американского производителя или JISK — для японского).
Как правильно провести замену охлаждающей жидкости
В час, когда нужно менять антифриз, обязательно подберите подходящее место. Перед всеми манипуляциями стоит слить отработанную жидкость и очистить систему охлаждения от загрязнений. Желательно подобрать помещение с хорошей вентиляцией и разместить ее так, чтобы у вас была возможность заглянуть под машину — в смотровой яме или на подъемнике.

Делимся советами, как менять антифриз:
- Заглушите мотор и дождитесь, пока он полностью остынет.
- Снимите нижний патрубок радиатора или откройте сливную пробку (если она предусмотрена в авто). Так вы сольете основную жидкость. Будьте осторожны: она не должна течь мимо тазика или ведра, поскольку является очень токсичной.
- Далее осмотрите элементы системы охлаждения и очистите их от пленки или разводов. Если вы поменяете антифриз, смешав его со старым раствором, может появиться коррозия.
- При возможности удалите антифриз из блока цилиндров — в том случае, если производитель предусмотрел его съем.
- Закрутите сливную пробку и залейте охлаждающую жидкость в горловину на радиаторе или специальный бачок.
- Если вы вливаете концентрат, предварительно смешайте его с водой в пропорции 1:1. Температура застывания антифриза должна получиться не менее -40 градусов по Цельсию.
После замены охлаждающей жидкости в автомобиле, проверьте, работает ли вся система. Для этого запустите двигатель и понаблюдайте, достаточно ли хорошо греет печка. На все манипуляции может уйти до одного часа.