Масложор и компания: эти 5 признаков говорят о закоксованности двигателя
Закоксованность двигателя — процесс, который может привести к серьезным последствиям для работы двигателя, таким как снижение мощности, увеличение расхода топлива и масла, а также повышение риска возникновения поломок и неисправностей. В этом тексте мы рассмотрим причины закоксованности, ее последствия и способы устранения этой проблемы.
Что такое закоксованность двигателя
Причин может быть несколько. Не вдаваясь в них глубоко, назовем лишь одну, довольно распространенную: автомобили водителей-горожан день за днем ездят по пробкам и их двигатели подолгу работают на малых и холостых оборотах.
Если отложения не достигли существенной толщины, то устранить их возможно без разборки двигателя и капремонта – достаточно промывки специальными составами, которые заливают в цилиндры, впрыскивают через систему впуска или добавляют к моторному маслу.
Причины закоксованности двигателя
Закоксованность двигателя может возникнуть по различным причинам, включая использование некачественных топлива и моторного масла, несвоевременное обслуживание двигателя, неправильную эксплуатацию автомобиля и другие факторы. Рассмотрим подробнее:
Неподходящее топливо или масло
Мотор часто закоксовывается из-за некачественного топлива или использования неподходящего масла, которое образует нагар в камере сгорания. Работа в таких условиях в течение продолжительного времени имеет последствия, и вскоре вся камера сгорания (стены и дно) покрывается углеродистыми накоплениями от не сгоревшей топливной смеси и нагаром из выхлопных газов. Клапаны также частично покрыты нагаром, а поршневые кольца теряют подвижность и, проще говоря, «залегают». Из-за увеличения толщины стенок камеры сгорания теплоотвод ухудшается.
Неправильная эксплуатация автомобиля
Кроме использования некачественного топлива, закоксовка поршневых колец также может происходить из-за вождения на непрогретом двигателе или при постоянной езде на низкой скорости (из-за чрезмерной экономии, пробок или движения по плохим дорогам). В очень запущенных случаях количество нагара может быть настолько большим, что объем камеры сгорания существенно уменьшается. В результате этого во время работы возникает неприятное явление в виде детонации, которое сопровождается падением мощности, увеличением трения и, в конечном итоге, просто «поеданием» цилиндропоршневой группы. Нагар, попавший под клапан, может стать причиной его неплотного прилегания к седлу, что часто приводит к прогару клапана. Неплотное закрытие клапанов, в свою очередь, может привести к снижению компрессии и, следовательно, мощности двигателя.
Большой пробег
Если у автомобиля значительный пробег (90-100 тыс. км), его двигатель подвергается закоксованию быстрее, так как происходит износ маслосъемных колец и всей цилиндропоршневой группы. Аналогичные процессы происходят и в газораспределительном механизме. Симптомами могут служить появление дыма с особым запахом из выхлопной трубы и замасливание свечей зажигания. Важно обратить внимание на следующие моменты: расход масла >300 г на 1000 км при пробеге иномарки до 200 тыс. км; маслоотражательные колпачки пропускают масло — признаками являются наличие масла на резьбе свечей или дым из выхлопной трубы при резком нажатии на газ.
Редкая замена масла
Даже при использовании качественного масла, необходимо строго соблюдать интервалы его замены. Многие водители пренебрегают рекомендациями и считают, что если проехать на старом масле несколько тысяч километров, то ничего страшного не произойдет. Сразу может и не произойти, но с каждым разом, когда масло отрабатывает свой ресурс и не заменяется, оно начинает густеть и откладывается в углах и щелях. Так как двигатель сильно нагревается, эти отложения быстро затвердевают и превращаются в нагар. Редкая замена масла является одной из распространенных причин образования нагара в двигателе.
Старение двигателя
Закоксованность двигателя может происходить по естественным причинам, таким как износ двигателя и влияние различных факторов, таких как использование некачественных масел и фильтров, несвоевременная замена масел и фильтров, неправильная эксплуатация автомобиля и так далее.
Признаки закоксованности двигателя
Если двигатель нуждается в раскоксовке, это можно определить по ряду особенностей в его работе.
Черный дым из выхлопной трубы
Появление черного дыма из выхлопной трубы является одним из наиболее очевидных признаков закоксовки двигателя. Этот симптом может указывать на то, что в двигателе сгорает слишком много топлива и образуется большое количество сажи. Это может быть опасно для катализаторов, которые быстро выходят из строя.
Снижение мощности
Если двигатель сильно закоксован, это может привести к снижению его мощности и ухудшению ускорения автомобиля. Вы можете заметить, что автомобиль стал медленнее разгоняться или ему стало труднее подниматься в гору.
Шумы при работе двигателя
Закоксованный двигатель может издавать дополнительные звуки во время работы. Если вы заметили, что двигатель стал громче, или появилась странная вибрация, значит пора выявить причины этих явлений.
Увеличение расхода топлива
Также двигатель может работать нестабильно на холостом ходу. Кроме того, сажа и нагар, которые образуются в результате закоксованности, могут снизить эффективность двигателя, что приводит к увеличению его расхода топлива. Поначалу прибавка может составлять 1 литр на 100 километров, но со временем расход топлива может увеличиться до 15 литров на 100 километров вместо обычных 10.
Первый шаг раскоксовки– самодиагностика
Для этого проблему нужно вовремя распознать. Обратите внимание на следующее сочетание признаков:
- Масложор. Повысился расход масла и топлива.
- Трясучка. Усилились вибрации и шум.
- Копоть. Из выхлопной трубы появился черный дым.
- Двигатель не тянет – налицо потеря мощности.
- Нештатные значения компрессии.
Второй шаг – профессиональная диагностика
Эти признаки появляются не только при закоксованности, но и при других проблемах. Нужна полноценная диагностика одним из существующих способов – анализ отложений в масле и выхлопной системе, видеоэндоскопия или любым другим.
Раскоксовка двигателя своими руками
Перед началом раскоксовки убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Вам потребуется: специальное средство для раскоксовки, которое можно приобрести в автомобильном магазине, а также масло и фильтр для замены после проведения процедуры. Процесс раскоксовки обычно включает следующие основные этапы:
Подготовка двигателя
Перед началом раскоксовки необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, проехав на автомобиле некоторое расстояние. Важно убедиться, что двигатель нагрет достаточно, так как это способствует более равномерному распределению средства для раскоксовки.
Добавление средства для раскоксовки
Существует несколько способов добавления раскоксовки, но чаще всего это делается через масляную горловину. Обычно средство просто заливается в систему (важно не забыть перед этим заглушить двигатель), и вместе с маслом происходит его циркуляция.
Работа двигателя
После добавления присадки в двигатель, необходимо дать ему поработать или совершить небольшую поездку. Это связано с тем, что на низких оборотах масло может не достигать верхней части двигателя. Необходимо, чтобы жидкость прошла через всю систему, поэтому не стоит бояться нажимать на педаль газа.
Замена масла и фильтра
После завершения процедуры раскоксовки необходимо заменить масло и масляный фильтр. Однако даже после этого в системе остается небольшое количество раскоксовочного средства. Чтобы удалить его, некоторые используют специальное промывочное масло и проводят двойную замену масла, однако это не является обязательным.
Этот метод позволяет раскоксовать двигатель достаточно быстро и относительно недорого, однако он также связан с некоторыми рисками. Иногда после проведения раскоксовки автомобилисты обнаруживают протечки прокладок, так как они также подвержены воздействию раскоксовочных средств. Поэтому данный метод следует использовать только в том случае, если двигатель действительно сильно покрыт отложениями. Если степень загрязнения не слишком высока, то вам поможет регулярная замена масла, примерно каждые 500–700 км. Учитывая частоту замены масла, вы можете выбирать не самое дорогое масло, главное – своевременно его менять. Это эффективный и безопасный способ очистки двигателя.
Как избежать закоксовки двигателя
Чтобы пореже сталкиваться с этой проблемой:
- регулярно выезжайте на шоссе и прогоняйте движок на высоких оборотах,
- меняйте масло почаще, если много ездите по пробкам.