Какой бензин лучше заливать в жару: высоко- или низкооктановый?
Бензин является наиболее востребованным видом топлива в России. В то же время следует помнить об особенностях выбора бензина в жару, поскольку именно при повышенной температуре двигатель подвержен неисправностям. И, как ни странно, причиной тому становится некорректный подбор низкооктанового или, в противовес ему, высокооктанового топлива.
Кроме того, бензин в жару расширяется. Молекулы начинают двигаться более активно, что приводит к увеличению объема самого топлива. Этот процесс называется тепловым расширением и, к сожалению, влияет на работу двигателя. Бензин станет менее плотным – это способно привести к изменению в соотношении топлива и воздуха в подаваемой в цилиндры смеси, а также нарушению подачи бензина в цилиндры.
Что происходит с бензином в жару
С выбором бензина в жару следует быть осторожнее. При высоких температурах топливо зачастую подвергается различным изменениям – может возрастать испарение бензина, что приводит к уменьшению количества доступного топлива в баке и ухудшению характеристик смеси, поступающей в двигатель. Как следствие – появляются проблемы с запуском и работой двигателя. Кроме того, в жару бензин более склонен к окислению, что может стать причиной ухудшения его качества и уменьшения эффективности сгорания.
Еще одна причина, почему стоит знать, какой бензин заливать летом, кроется в увеличении в жаркую погоду вероятности образования паровоздушных смесей – а это прямая дорога к детонации и повреждению мотора. Для использования в жаркую погоду обычно рекомендуется выбирать бензин с более высоким октановым числом. Более качественный бензин способствует более эффективному сгоранию топлива, что спасет двигатель в условиях повышенной нагрузки в жару.
Не стоит забывать, что все нефтепродукты (к ним относится и топливо) отличаются по свойствам и особенностям применения. Важной характеристикой, определяющей выбор бензина в летний сезон, является его плотность. Это важный показатель для определения качества и эффективности топлива: чем выше плотность, тем больше энергии в нем содержится – значит, машина проедет дальше. Плотность бензина летом должна составлять от 740 кг/м3. В то же время плотность никак не связана с октановым числом.
Последний показатель определяет степень антидетонационной стойкости топлива, то есть способность бензина к самовозгоранию в цилиндре двигателя. Чем выше октановое число, тем меньше риск столкнуться с повреждениями мотора. Значение обычно указывается в виде двух цифр, например, 92 или 95. Эти числа означают процентное содержание основных компонентов. Чем «больше» изооктана в смеси, тем выше сам показатель: цифра 95 означает, что углеводород содержится в соотношении 95% ко всему объему бензина. Именно от этих характеристик зависит, какой бензин лучше в жару заливать, а какой следует поберечь до холодных месяцев.
Использовать бензин в жару лучше двух видов:
- АИ-92. Его плотность составляет 740-770 кг/м3;
- АИ-95. Плотность бензина достигает от 745 до 755 кг/м3.
#1. Детонация
Это вредное явление, когда топливо в цилиндрах мотора взрывается до того, как на свече проскочит искра. К детонации более склонно топливо с меньшим октановым числом – ведь это число и указывает на степень сжатия, которую оно выдерживает без детонации. Значит, для двигателя безопаснее, если в жаркую погоду залить топливо с максимальным показателем.
АИ-92 чаще используется в обычных легковых автомобилях и транспортных средствах с небольшими объемами мотора и низкими степенями сжатия. Бензин летом АИ-95 рекомендуется к использованию для более современных автомобилей, а также для турбированных и спортивных моделей. Этот вид топлива способствует длительной работе поршней, когда как 92-ой часто влияет на прогорание комплектующих.
#2. Испарение октаноповышающей присадки
Так какой бензин выбрать летом? Известно, что 95-й бензин в России изготавливают из 92-го, добавляя присадку метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Ее летучесть очень высока: когда в жаркую погоду вы слышите шипение из лючка бензобака, это происходит именно из-за быстрого испарения присадки. Чем больше эфира испарится, тем ниже становится октановое число – получается, что вы переплачиваете за продукт, который буквально улетучивается!
Как правильно поступить при выборе бензина в жару
- Выясните, подвержен ли конкретно ваш мотор детонации. Для этого заправьте небольшое количество А-92 и попробуйте проехать несколько километров в своем обычном режиме. Если из-под капота появляются лязгающие звуки – началась детонация. Заехав еще раз на АЗС, заправьте полный бак А-95, чтобы повысить октановое число, и впредь заправляйтесь именно им.
- Чаще заезжайте на АЗС, не дожидаясь, когда бак почти опустеет. Так можно уменьшить испарение МТБЭ.
- Возите с собой бутыль с присадкой, повышающей октановое число.
Следует помнить, что при выборе, какой бензин заливать в жару, важно следовать указаниям производителя. Неправильное топливо может негативно сказаться на качестве работы и долговечности мотора. Бензин АИ-95 более стоек к детонации и подходит для двигателей с высокими степенями сжатия при температуре от 15 градусов. Но если вы ездите на машине, выпущенной около одного десятилетия назад, лучше заправлять двигатель 92-ым бензином. Он также подойдет и для более прохладной погоды.