Как работает лобовое стекло в автомобиле: интересные факты

Ветровое стекло устроено не так, как боковые или заднее. А те хоть и выглядят почти как оконное стекло, но имеют совсем другие свойства.
Как работает лобовое стекло в автомобиле: интересные факты
Yan Krukau, Pexels. CC0
В автомобилях используют специальные виды стекла: закаленное стекло и триплекс.

Для дверей и заднего окна применяют закаленные стекла. Перед установкой их несколько раз накаляют и охлаждают. Прочность такого стекла в несколько раз выше оконного. А если оно все же разобьется, то не так, как оконное стекло, которое используется в домах. Последнее при ударе распадается на крупные части с острыми краями, а автомобильное стекло — на сотни мелких осколков, которые не могут причинить глубокий порез из-за небольшого веса и размера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лобовое стекло не закаляют

Открытая кожа лица и глаза водителя и переднего пассажира находятся к лобовому стеклу очень близко, так что даже небольшие осколки в случае аварии опасны для зрения. Закаленное здесь не подходит. Вместо него автопроизводители используют триплекс — сэндвич из двух слоев силикатного стекла, между которыми находится полимерная пленка. Получая удар, стекло трескается, но осколки не разлетаются, потому что их удерживает пленка.

При ударе триплекс покрывается сеткой трещин, но полимерная плёнка не позволяет ему рассыпаться.
При ударе триплекс покрывается сеткой трещин, но полимерная плёнка не позволяет ему рассыпаться.
Daniel Ramirez, Flickr. CC2.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Придумал такое стекло французский химик Эдуар Бенедиктюс еще в 1903 году, причем совершенно случайно. В лаборатории он однажды уронил на пол пробирку из-под нитроцеллюлозы — основы для многих синтетических материалов. Пробирка вся покрылась трещинами, но не разлетелась по комнате, потому что на внутренней поверхности стенок осталась пленка полимера. Бенедиктюс не придал поначалу значения своему открытию. Однако через несколько лет он прочел историю о двух женщинах, сильно пострадавших от разбившегося стекла в автомобильной аварии. После этого он запатентовал свое открытие и основал фирму Société du Verre Triplex, первым в мире начав выпускать безопасное стекло для автомобилей.