Какие есть коннекторы зарядок для электромобилей и как их отличать: полезная информация для водителей
К несчастью, автопроизводители не договорились в самом начале о том, чтобы у всех был единый штекер зарядного кабеля – тот самый коннектор. Поэтому сейчас параллельно развиваются как минимум 5 стандартов. Для россиян этой сложности не возникло бы, если бы машины в нашу страну поставлялись из какого-то одного места: США, Европы или Азии. Но российский парк электромобилей представляет собой пеструю мешанину из машин разного происхождения. Соответственно, и операторы ставят станции с разными коннекторами.
В России пока нет ведущего стандарта
Разрешить этот конфликт могло бы правительство, утвердив единый стандарт. Но власти пока не определились, рассказала «Коммерсанту» Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ). Пока выбраны три коннектора, которые должны быть на станции, чтобы оператор получил госсубсидию на ее установку:
- CHAdeMO для азиатских машин,
- GB/T — для китайских и
- CCS — для электрокаров из Европы.
В этот список не попали машины Tesla, у которых свой стандарт SC. А между тем, они по-прежнему продаются в России в большом количестве и у них много поклонников.
Какие есть виды коннекторов
Type 1 и Type2
Два стандарта, придуманных всемирным разработчиком стандартов SAE. Первый рассчитан на «медленную» зарядку токами до 80А и большого распространения не получил, хотя на старых американских и азиатских электромобилях ещё может встречаться.
Сейчас более распространен вариант Type 2, рассчитанный на зарядку трехфазным переменным током. Вот он может встретиться.
CCS Combo
Универсальный разъем для быстрой и медленной зарядки, ныне самый популярный в мире. Он является усовершенствованной версией предыдущего типа и выглядит как штекеры Type 1 и Type 2, к которым добавлены два коннектора для быстрой зарядки. Они могут заряжать напряжением от 200 В до 1000 В и токами вплоть до 200 А.
CHAdeMO
Азиатский стандарт, разработанный Toyota, Mitsubishi, Subaru, Honda и Nissan. Появился он раньше, чем CCS, а его мощность меньше: он позволяет заряжать батарею напряжением от 150 В до 500 В и токами до 125 А.
GB/T
Tesla Supercharger
Вредная Tesla разработала собственный стандарт SC, чтобы на зарядных станциях ее собственной зарядной сети не могли заряжаться машины других брендов. Однако сейчас машины этой марки для европейского рынка поставляются с разъемом CCS.
Что делать водителям, пока вопрос решается
Российским электроводам остается два пути:
- перед поездкой просмотреть список доступных зарядных станций на маршруте и убедиться, что на них есть нужный вам штекер. Для этого есть полезное мобильное приложение 2 Chargers, которое содержит информацию обо всех зарядных станциях в России.
- Держать в багажнике набор переходников на все случаи жизни.
Электромобили одновременно начали развиваться в разных частях света.