Почему автомобиль заносит на дороге: главная причина
На сложной скользкой дороге автомобиль может заносить даже на хорошей зимней резине с водителем-профессионалом за рулем. Такая ситуация считается сложной и опасной, но вполне нормальной. Чтобы правильно с ней справляться, нужно понимать, как она устроена.
Что такое занос автомобиля
Сам по себе термин «занос автомобиля» обозначает ситуацию, при которой автомобиль движется не прямо по дороге, а «уходит» в бок из-за скольжения задней оси. Обычно занос возникает, если водитель транспортного средства резко поворачивает и параллельно зажимает педаль газа или тормоза. В таком положении задние колеса хуже сцепляются с асфальтом и начинают скользить. В этом состоянии автомобиля управлять им становится сложно даже опытному водителю, именно поэтому занос часто может приводить к аварийным ситуациям.
Кроме того, занос транспортного средства может возникнуть при движении в прямом направлении, если на это влияют внешние провоцирующие факторы. Например, когда разные части машины передвигаются по разным поверхностям: правые колеса — по льду, а левые — по асфальту. В этом случае занос возникает из-за разного сцепления с дорогой.
Часто начинающие водители путают термины «занос» и «снос» машины. При сносе автомобиль в принципе не может корректно поворачивать из-за различных причин. Кроме того, в такой ситуации в сторону скользит не задняя, а передняя ось.
Занос — одна из самых сложных и опасных дорожных ситуаций даже для опытных водителей. Дело в том, что неправильные или несвоевременные действия могут привести к вращению машины. Именно поэтому при заносе автомобиля необходимо сразу же предпринимать попытки его устранения, причем делать это четко и грамотно.
Почему автомобиль заносит на дороге
Однако иногда занос может случиться и на прямом участке на сухом чистом асфальте, если резко затормозить. Бывает, что занос вызван разными неисправностями — шины износились или тормоза на одной стороне тянут хуже, чем на другой. Но, опять же, это не первопричина, потому что заносит и совершенно исправные машины.
Все эти случаи объединяет одно и то же: автомобиль почему-то стремится развернуться боком.
В силу ряда причин, задним колесам проще потерять сцепление с дорогой, чем передним.
- Например, при резком торможении автомобиль клюет носом, при этом значительная часть его веса приходится на переднюю ось. Передние колеса загружаются, а задние – наоборот, и из-за этого они легче блокируются.
- У многих машин на переднюю ось приходится больший вес, чем на заднюю. а задняя подвеска устроена проще, чем передняя. Опять же, это значит, что задние колеса хуже прижимаются к дороге.
- В поворотах задние колеса катятся по меньшему радиусу, чем передние, поэтому центробежная сила сильнее действует на них, толкая вбок.
- А когда автомобиль начало поворачивать боком, передние колеса встают поперек движения и передок машины «спотыкается» об них, отчего занос еще ускоряется.
Лучшие лекарства от заноса — поддерживать машину в исправном состоянии и найти свой лимит безопасной скорости. Берегите себя.
Как выйти из заноса на автомобилях с разным приводом
Чтобы успешно справиться с заносом, необходимо наверняка знать о правилах реакции на такую дорожную ситуацию. Важно учитывать, что инструкции устранения заносов разнятся для передне-, задне- и полноприводных транспортных средств.
К общим рекомендациям по борьбе с заносом можно отнести следующее:
- если машину начинает заносить, ни в коем случае не пользуйтесь педалями тормозов;
- если устранить занос не получается, поворачивайте колеса машины в ту сторону, куда в этот момент направлена задняя часть автомобиля;
- при заносе старайтесь работать рулем на опережение, помните, что задержка у опытных и профессиональных автомобилистов составляет полсекунды, а у менее опытных и начинающих 1-2 секунды;
- помните о необходимости выравнивать ведущую ось автомобиля до того, как транспортное средство стабилизируется.
Как выйти из заноса на переднеприводном автомобиле
Для того, чтобы справиться с заносом переднеприводного автомобиля, необходимо повернуть передние колеса и руль в сторону заноса.
Что важно учесть в процессе:
- Не нужно снимать ногу с педали газа. Есть вероятность, что вам понадобиться хоть и немного, но немного добавить тягу. При нажатии на педаль газа водитель как бы выравнивает скорость задней и передней оси автомобиля, поэтому причина заноса исчезает.
- Сила, с которой вы нажимаете на педаль газа, должна соответствовать интенсивности заноса переднеприводного транспортного средства.
- В начале поворота давление на педаль не должно быть больше 30% от хода педали. В случае, если стадия заноса глубже — смело выжимайте педаль газа на полную.
- Если все действия будут выполнены своевременно и правильно, остановить занос переднеприводного автомобиля получится всего за несколько секунд.
Как выйти из заноса на заднеприводном автомобиле
Считается, что водители машин с задним приводом чаще теряют управление и попадают в опасные ситуации при заносе задней оси автомобиля.
Как справиться с заносом:
- Выжмите педаль сцепления до упора и одновременно уберите ногу с газа. Это позволит нагрузить заднюю ось автомобиля и сбавить его скорость.
- В случае, если вы управляете «автоматом», то есть у машины нет педали сцепления, достаточно просто быстро убрать ногу с газа. Самое главное — ни в коем случае не нажимать на тормоз.
- Вместе с этим не забывайте быстро и уверенно работать руками. В этот момент важно умеренно крутить руль в сторону заноса.
- Так как воздействовать на передние колеса на заднеприводном автомобиле при заносе просто невозможно, самое главное — «успокоить» акселератор, благодаря чему скорость вращения задней оси автоматически снизится. С помощью всех этих действий водитель остановит автомобиль, не нажимая непосредственно на тормоз.
Как выйти из заноса на полноприводном автомобиле
Автомобилисты с большим стажем вождения и профессиональные гонщики сходятся во мнении, что справиться с заносом на полноприводном автомобиле сложнее всего. Именно поэтому эксперты обычно не рекомендуют покупать такое транспортное средство для поездок по скользким дорогам новичкам.
Для того, чтобы знать, как справиться с заносом на конкретном автомобиле, владельцу необходимо учитывать уникальные параметры своей машины. Так, во внимание необходимо взять:
- тип полного привода;
- настройки механизма передачи мощности;
- режим управления приводом;
- наличие или отсутствие стабилизирующей системы;
- применение электронных систем безопасности.
Из-за этого каждый внедорожник нуждается в индивидуальном подходе со стороны водителя при заносе на льду. Самое главное правило, связанное с полноприводными автомобилями, — вращать руль исключительно в сторону заноса. Вместе с этим аккуратно и внимательно работайте с педалью газа — выжимайте ее до той степени, которая позволяет не потерять тягу.
Если вы водите полноприводную машину, при возникновении заноса потребуется действовать оперативно и ориентироваться по ситуации. Так, попробуйте сначала плавно увеличить давление, а после — слегка уменьшить его. Однако для этого маневра нужно «чувствовать» свою машину и иметь достаточный опыт вождения.
Как избежать заноса автомобиля
Первый шаг к решению проблем с заносом автомобиля — правильно подготовить транспортное средство к зимнему сезону. Для этого достаточно провести несколько несложных, но очень важных процедур:
- Смените летнюю резину на зимнюю. Самый первый и достаточно очевидный шаг, ведь именно шины отвечают за сцепление колес с поверхностью. Чем выше качество резины, тем выше сцепка и, соответственно, ниже риск возникновения заноса. Если вы не хотите оказаться в неприятной ситуации на дороге, лучше не экономьте на резине и выбирайте шины с хорошей репутацией.
- Проверьте и откорректируйте тормозную систему. Перед наступлением холодов не поленитесь самостоятельно проверить, в каком состоянии находится ваша тормозная система. Если между колесами задней оси есть разница тормозных усилий, существует большой риск появления силового момента, который будет направлен на разворот автомобиля при торможении. В первую очередь обратите внимание на состояние колодок, дисков, барабанов, проверьте подвижность суппортом и наличие антифриза в расширительном бачке. Идеальный вариант — доверить осмотр профессиональным автомеханикам, которые смогут тщательно проверить тормоза и оценить равномерность тормозных усилий.
- Проверьте систему ESP. От курсовой устойчивости ESP во многом зависит ваша безопасность на дороге в зимний период. Эта система присутствует практически во всех современных моделях и отвечает за возможность машины автоматически выйти из заноса. Система тормозит уходящую вперед ось, что позволяет сбалансировать скорость движения колес и позволить всем точкам шин равномерно соприкасаться с поверхностью земли.
- Протестируйте работу ABS. Еще одна важная система, которая есть в современных машинах. Она помогает колесам не скользить и повышает устойчивость автомобиля на дороге.
Кроме тщательной подготовки транспортного средства, для избежания заносов особое внимание необходимо уделить также своим водительским навыкам. Многие начинающие водители проходят специальные курсы по экстремальному вождению, которые помогают им лучше ориентироваться в условиях зимней непогоды. Вот несколько пунктов, на которые нужно обратить внимание при управлении автомобилем в зимний период:
- Правильная посадка автомобилиста. Для того, чтобы вождение было наиболее комфортным и человек, управляющий машиной, мог быстро и своевременно сориентироваться в экстренной ситуации, необходимо обеспечить правильное положение водительского кресла. Так, ноги автомобилиста должны комфортно доставать до педалей, спина — полстью облакачиваться на спинку кресло, а руки — дотягиваться до руля.
- Положение рук на руле. Первое и самое главное, что необходимо запомнить: быстро отреагировать на чрезвычайную ситуацию, держась за руль только одной рукой, — практически невозможно. Во время движения, особенно по скользкой неблагоприятной дороге, водитель обязан задействовать обе руки, чтобы обеспечить себе достаточно пространство для маневра. Кроме того, руки должны находить в меру расслабленном и правильном положении: левая рука должна располагаться в районе 8-10 часов циферблата, а правая — 2-4 часов.
- Концентрация водителя транспортного средства. Выезжая на скользкую зимнюю дорогу, водитель должен быть отдохнувшим и бодрым. Низкая концентрация автомобилиста, «приправленная» неблагоприятной дорожной обстановкой и плохой видимостью, — очень опасна. Потеря бдительности даже на несколько секунд может привести к потери управления и непоправимым последствиям.