Самый английский бильярд: как играть в снукер
Основная задача игрока в русский бильярд (точнее, в такую ее разновидность, как «американка») — положить в лузы больше шаров, чем противник, причем играть можно любым шаром. В игре снукер количество шаров — это дело второе. Конечно, игрок стремится к очистке стола, но, поскольку игра ведется на счет, в первую очередь нужно выиграть партию по очкам. Если становится понятно, что математически соперник не имеет возможности догнать лидера, партию (фрейм) можно прекращать — конечно, если нет возможности вынудить соперника на ошибку и тем самым заработать дополнительные очки за счет его фола.
Также партию продолжают, чтобы закончить непрерывную очковую серию попаданий (брейк). Изысканные, непростые правила снукера, многоцветные шары, хитроумные приемы и дополнительные, помимо кия, приспособления для ударов — это дань британскому происхождению игры. По официальной версии, ее изобрел лейтенант британской колониальной армии Невилл Чемберлен в 1875 году. Интересно, что историю изобретения и вообще сам факт своего участия в нем он обнародовал лишь после ухода из армии, в 1938 году, когда уже вовсю не просто играли в снукер, а проводились чемпионаты мира по нему, а правила устанавливались бильярдной ассоциацией BA & CC. Интересно, что особенно популярен снукер именно в Великобритании, откуда и был родом создатель игры.
Геометрия и физика игры снукер
Что это за игра такая — снукер? Для начала разберемся с самыми важными деталями. Снукерный стол значительно больше, чем стол для пула, и сравним с самой большой, 12-футовой разновидностью стола для русского бильярда. При этом шары в снукере очень компактные и легкие (диаметром 52,4 мм против 68 в русском и 57 в пуле), они в полтора раза меньше, чем створ лузы. На столе в стартовой позиции находятся белый биток (его и только его можно касаться наклейкой кия), 15 красных шаров в пирамиде и шесть цветных шаров (красный в данном случае «цветным» не считается), расположенных на заданных точках.
Как играть в снукер? Упрощенно говоря, задача игрока — последовательно забивать в лузы шары в определенном порядке: красный — любой цветной — красный — любой цветной. Цветные шары после ударов возвращаются обратно на начальные точки, красные — нет. Когда красных шаров на столе не остается, игрок должен «убрать» последовательно оставшиеся цветные шары в порядке возрастания их стоимости (желтый — зеленый — коричневый — синий — розовый — черный), на стол они уже не возвращаются. За красный шар начисляется одно очко, за цветные — очки от двух до семи (самый «дешевый» — желтый шар, самый «дорогой» — черный).
Непрерывная серия одного игрока в снукер называется брейком. Если постоянно играть в последовательности «красный — черный — красный — черный», а потом безошибочно очистить стол от оставшихся шаров, можно сделать максимальный брейк в 147 очков. Как и в других видах бильярда, брейк прерывается, а ход передается сопернику в том случае, если шар после удара не упал в лузу.
Если смотреть турниры по снукеру по Eurosport (а именно этот канал стал его основным популяризатором в мире), то создается ощущение, что игроки постоянно делают брейки, в которых за одну серию набирают более ста очков («сенчури-брейк»), плюс в каждом турнире кто-либо обязательно показывает красивый брейк на 147. Но нельзя забывать, что в рейтинговых турнирах играют профессионалы высочайшего класса, по сути, элита мирового бильярда. В любительских соревнованиях даже рядовой сенчури-брейк — большое событие.
Но сухие правила — это лишь одна сторона медали. На деле тонкостей и хитростей в снукере значительно больше, и не всегда они находятся на поверхности. Например, весьма распространенное явление в матчах по снукеру — так называемая позиционная борьба, когда соперники не ставят своей целью забить шар в лузу даже при наличии такой возможности.
Их целью становится такая позиция битка после удара, при которой соперник окажется в неудобном положении — например, в прямой видимости нет очередного шара, а биток «спрятан» за неподходящим шаром (так называемый снукер). Скажем так: не можешь сделать хорошую серию сам — максимально усложни игру в снукер сопернику. В партиях высокого уровня, где цена ошибки высока, позиционная борьба может затянуться весьма надолго.
Необходимость забивать шары в строгом порядке определяет стиль и тактику игры. Когда игрок в снукер отправляет в лузу красный, он должен понимать, где после этого остановится биток, и постараться «поставить» его в точку, откуда будет удобно бить цветной шар (это называется «выход»). Но после цветного опять нужен выход на красный, а потом — на следующий цветной, и потому игроки мэйн-тура, высшей лиги снукера (как раз ее и показывают по телевизору), умеют просчитывать до пяти и более ударов вперед. Иногда удар рассчитывается так, чтобы после попадания по прицельному шару биток «подбил» какой-либо другой, поставив его в удобное для следующего удара положение.
Сами удары тоже имеют целый ряд технических тонкостей. Например, если бить в нижнюю часть шара, то получится удар «с нижним винтом» или «с оттяжкой» — после столкновения с цветным шаром биток покатится назад. В таком случае движение вперед будет происходить за счет приданного импульса, против направления качения. Можно закрутить и вперед, ударив в верхнюю часть шара.
Маститые игроки в снукер умеют давать обводящие (закрученные сбоку) удары, запуская биток по параболе, в обход мешающего шара. Иногда играют дабл (дуплетом от борта) или «шаром» (когда биток бьет по красному, тот — по другому красному, который и закатывается в лузу). Кстати, если сделать ошибку и попасть по цветному, когда нужно бить красный, это считается фолом и стоит штрафных очков, которые добавляются противнику.
Углубляясь в вопрос. Мир снукера начинается со стола
Особенности конструкции снукерного стола позволяют играть в весьма разных стилях, используя разноплановые техники и их комбинации. Безусловно, существует ряд стандартных приемов, но ценятся — особенно в телевизионных матчах по снукеру — нетривиальные решения. Впрочем, они на вес золота в любом спорте.
Несмотря на то что створ снукерной лузы достаточно узок, сложность попадания в нее не сильно отличается от пула. Как уже говорилось выше, снукерные шары достаточно компактны, и, что немаловажно, у снукерных луз есть так называемые губки, то есть скошенные углы.
Специфическая форма лузы позволяет при должном умении забить даже шар, который стоит вплотную к борту, — в русском бильярде такое невозможно. Помимо того, губки — это необычный элемент геометрии стола, который порой позволяет сделать очень нестандартный выход на следующий удар.
Иногда случаются ситуации, в которых игроку в снукер крайне неудобно или даже невозможно провести удар. В основном они связаны с огромными размерами снукерного стола, через который не перегнешься целиком, как через стол для пула. В таких случаях используются дополнительные устройства — ресты или «машинки». Рест — это приспособление в виде длинного кия с насадкой на конце. Рест ставится на стол, а на его насадку укладывается кий — таким образом игрок может играть одной рукой на любом расстоянии, поскольку вес кия приходится на опору.
Ресты бывают разных видов — крестообразные, спайдер-ресты, тип «лебединая шея» для выхода из различных неудобных ситуаций. Одни ресты позволяют нанести очень дальний удар «с неудобной руки», другие — поставить кий на высокую опору и ударить над другим шаром. Кроме того, используется специальный удлиненный кий — когда нужно бить, например, через всю длину стола.
Любой желающий? Кто они — игроки в снукер?
В принципе, в профессиональный снукер попасть несколько проще, чем в профессиональный футбол, и значительно дешевле, чем в автогонки. Но путь этот тоже тернист, труден и требует огромного количества времени и сил. В рейтинговых, телевизионных турнирах принимают участие считанные единицы. Смотрите сами: в финальной телевизионной части чемпионата мира 2013 года участвовали 32 игрока — 16 сеяных (текущая верхушка рейтинга) и 16 пробившихся из квалификационных раундов.
В квалификации принимают участие 80 снукеристов, плюс несколько человек имеют шанс пройти в квалификацию из предквалификации. В целом, не углубляясь в подробности, можно сказать: прямой шанс попасть в рейтинговый турнир по снукеру имеют чуть более сотни игроков. Но в мире в снукер играют сотни тысяч людей!
Дело в том, что рейтинговые турниры организуются под эгидой профессиональной снукерной федерации WPBSA (World Professional Billiards and Snooker Association). Путь в эту, высшую, лигу лежит через победы на турнирах по снукеру серии PTC (Players Tour Championship), также проводимых WPBSA, но более свободных в плане доступа к ним любителей. По сути, эти турниры позволяют любителям набирать рейтинговые очки, достаточные для прохода в квалификацию мэйн-тура. Есть и другой путь — через турниры, проводимые международной любительской лигой IBSF (International Billiards and Snooker Federation), и многие снукеристы этот путь проходят.
Успешно выступивший на прошедшем недавно чемпионате мира WPBSA таец Дечават Пумчжаенг, например, перед тем выиграл чемпионат IBSF (проходивший, кстати, в воюющей ныне Сирии), что позволило ему подняться в мировом рейтинге и прорваться в мэйн-тур. Такой же путь некогда проходили известные сегодня игроки в снукер Марко Фу, Стивен Макгуайр, Майкл Уайт.
Есть ли шансы у вас? Сложно сказать. Профессиональные снукеристы начинают заниматься в раннем детстве и посвящают этому значительную часть своего времени.
В последнее время в России появляется все больше снукерных столов в бильярдных клубах, зарождаются сообщества игроков в городах, приезжают британские тренеры. Возможно, родившиеся в 2004—2005 годах через некоторое время станут костяком российского снукера на мировом уровне, попадут в мэйн-тур и станут заметными игроками. Еще пятнадцать лет назад мы и помыслить не могли, что в «Формуле-1» появится русский гонщик, — и вот, пожалуйста, Виталий Петров. Наверняка у нас тоже есть свои Ронни О’Салливаны и Стивены Хендри, свои великие снукеристы и будущие звезды. Главное — найти их и вовремя зажечь.