Съедобная архитектура: как построить настоящий мост из макарон
В 1983 году в Оканаганском колледже (Келоуна, Британская Колумбия, Канада) прошло первое в мире состязание молодых инженеров по строительству мостов из спагетти. Категорий было несколько: самый длинный пролет, самый тяжелый мост
Полтонны на макаронине
Первый чемпионат выиграли канадцы Рик Дженненс и Линкольн Миллер. Их 740-граммовый мост удержал подвешенный груз в 47,2 кг — сегодня эта цифра выглядит смешной. Уже в следующем году Миллер побил свой рекорд, подвесив на 719-граммовый мост целых 113,9 кг. Годом позже рекорд побил Дженненс (120 кг), затем он же улучшил его (124,4 кг), потом инициативу перехватил скромный деревенский пастор Боб Уильямс, который в течение пары лет довел рекорд до 176 кг. Позднее они снова сражались с Миллером, и в течение нескольких лет «сверхтяжелое» строительство в зачет чемпионата не входило, а потом пришли венгры.
Начиная с 2004 года студенты Будапештского политехнического института или Университета Иштвана Сечени в Дьоре неизменно первенствуют в строительстве наиболее крепких мостов из спагетти (лишь в 2011 году они уступили канадцам). Регламент со времен первых состязаний несколько изменился, повысилась планка массы моста (1000 г), выросли и показатели выдерживаемых грузов. Удивительно, но участники-европейцы строят мосты у себя дома. Венгры, например, изготовляют составные части в Будапеште, транспортируют на самолете, а во время соревнования быстро собирают мост из заготовок.
Установленный Ализом Тотиваном и Норбертом Пожони в 2009 году мировой рекорд — 443,58 кг на 982-граммовом мосту — обошел результат ближайших преследователей почти в 1,5 раза и кажется сегодня нерушимым. К слову, разбежка между первым и вторым местом может быть очень велика. Например, в 2007 году победили венгры Балаш Ботка и Шандор Куруш, чей мост выдержал 256,7 кг, а второе место занял канадец Клинт Стиббард, чей мост сломался на 12,15 кг. Если бы венгерский мост, к примеру, дисквалифицировали, Стиббард стал бы победителем с рекордно низким итоговым результатом. В любом случае навыки, полученные при строительстве мостов из спагетти, применяются молодыми инженерами в реальном проектировании. С 2004 года принимать участие в соревнованиях могут только студенты или аспиранты.
Немного о правилах
В рамках чемпионата Spaghetti Bridge Contest проводится четыре разных соревнования: Secondary Competition (студенты должны построить мост, способный выдержать нагрузку в 1 кг в течение пяти минут, побеждает создатель самого легкого моста); Post Secondary Competition (участники должны построить мост, способный выдержать нагрузку в 2 кг в течение пяти минут, побеждает создатель самого легкого моста); Team Building Competition (команда из четырех человек должна построить мост по заданию жюри в течение дня соревнований, побеждает быстрейший); Heavyweight Competition (требуется построить мост, способный выдержать наибольшую нагрузку).
Параметры мостов строго регламентированы. Оговаривается, что клей может быть использован только точечно, для скрепления элементов моста, и не может быть частью несущей конструкции. Макароны и клей, применяемые при строительстве, должны продаваться в магазинах — никаких химических хитростей и сделанных дома паст!
В конструкции должна обязательно присутствовать плоская дорога шириной не менее 50 мм, по которой может проехать игрушечный автомобиль. Если мост не соответствует правилам, его дисквалифицируют.
Архитектура для гурманов
Мы попробовали своими руками «пощупать» архитектуру и построить собственный мост из макарон и горячего клея. И остались очень довольны. По крайней мере, теперь мы знаем о макаронных изделиях то, что неизвестно даже самому искушенному гурману. К примеру, замечали ли вы когда-нибудь, кушая макароны, насколько сильно каждая из них отличается от соседок по пачке? Некоторые из них более прямые, чем другие, некоторые короче, многие треснутые, от многих откололся край. Все это не влияет на вкус, но очень важно для строительства моста.
Мы решили построить классический арочный мост. Наше сооружение отличается от тех, которые участники демонстрируют на соревнованиях. По правилам мосты на соревнованиях испытываются с помощью подвешивания груза к центральной точке пролета, поэтому инженеры бросают все силы на укрепление именно этой точки. Конструкция победителя часто оказывается похожей на половину велосипедного колеса: все ванты, подобно спицам, сходятся к месту крапления груза. Мы же хотели построить настоящий мост, по которому может проехать игрушечный поезд. Поэтому пролет нашего сооружения подвешивается к арке 18-ю точками.
Арка собирается на картонном шаблоне, который представляет собой полукруг с радиусом 50 см. Каннелоне закрепляются на шаблоне малярным скотчем, и места соединения хорошенько заливаются горячим клеем. Горячий клей – идеальное средство для сборки моста, так как он не только соединяет детали в месте касания, но и заполняет пустоты. А главное, он быстро сохнет, делая процесс строительство похожим на игру с конструктором.