Добро пожаловать в сейф: как работают профессиональные взломщики
Сразу развенчаем несколько мифов. Среди мастеров по вскрытию нет и не может быть людей с криминальным прошлым, поскольку кристальная честность — одно из важнейших требований к профессии. Компании, специализирующиеся на вскрытии и установке замков и сейфов, чаще всего совсем не берут на работу новых сотрудников, обходясь сформировавшейся с самого начала командой. Новичка почти невозможно проверить досконально, а доверие в данном случае очень важно. В профессию чаще всего приходят из смежных специальностей. Например, команда компании «Замок 911», наших консультантов, сформировалась во время работы в службе спасения. Там нередко приходилось вскрывать двери — и спасатели, начиная cобственное дело, расширили сферу применения своих навыков.
Второй важный момент: любая дверь, любой сейф рассчитаны на то, чтобы задержать взломщика, а не остановить его. Потому что против профессионала никаких средств нет и быть не может. Невзламываемых сейфов не существует в принципе. Вопрос лишь в том, сколько времени займет взлом, будет ли он проведен с повреждением замка или без оного. Естественно, мастера всегда стремятся к «чистому», без повреждений, вскрытию.
Что такое сейф?
В России очень часто путают понятия «сейф» и «несгораемый шкаф» (который, в общем, можно называть огнестойким сейфом). Более того, продукцию многих иностранных фирм, изначально представляющую собой шкафы, у нас продают под видом сейфов. Человек думает, что покупает нечто пригодное для хранения его бумаг и ценностей, а на самом деле шкаф открывается двумя скрепками за полминуты. Суть в том, что к несгораемым шкафам не предъявляется никаких требований относительно сложности вскрытия. Это просто мебель, пусть даже стальная и защищенная от огня.
А вот устройство сейфов и их замков регламентируется рядом нормативных документов. В зависимости от документа (российский ГОСТ Р50862−2005, немецкий VDMA 24992
Сейфовые замки можно подразделить на четыре типа: ключевые, кодовые механические, кодовые электронные и экзотические (биометрические, магнитные
В Европе и США существует целый ряд фирм, производящих оборудование для вскрытия, например Wendt, Intralock, Steelman или Lockmasters. По сути, это вечная гонка по замкнутому кругу: одни компании делают сейфы, другие — средства для их вскрытия, затем первые делают еще более защищенные сейфы, а вторые — еще более серьезные средства
«Чистое» вскрытие
Вскрытие любого замка основано на его погрешностях, «лазейках», специально или случайно оставленных производителями. Сто лет назад погрешности при изготовлении замков могли достигать миллиметра и более, а различных конструкций были сотни. Сегодня существует несколько основных типов, зато качество исполнения оставляет мастерам гораздо меньшее поле для деятельности. Правда, двух одинаковых замков, по сути, не существует. Каждый имеет свое «лицо», свои люфты и погрешности.
Кодовый замок с должным оборудованием вскрывать в какой-то мере проще ключевого. Например, упомянутая компания Intralock (да и другие тоже) производит специальные автоматические подбиратели. Такой гаджет устанавливается на замок и максимум за 36 часов методом подбора определяет код сейфа. Более совершенные современные модели оснащены «интеллектуальной системой»: она заодно «слушает», что творится внутри замка, и анализирует звуки, отсекая заведомо неподходящие комбинации. На подбор кода уходит порядка 20 минут.
При открывании вручную кодового замка (мы говорим, конечно, о механическом) нужно использовать слух, так как перебрать более миллиона комбинаций без оборудования невозможно. Для этого применяются стетоскопы, многократно усиливающие щелчки и шумы внутри замка. Конечно, непрофессионал не сможет отделить «нужные» звуки от «ненужных» и даже со стетоскопом вряд ли сумеет сделать что-либо толковое.
Впрочем, современные дорогие кодовые замки не поддаются и электронному подбору. Замок связывается с приводным механизмом открывания через систему шестерен и может располагаться в любой точке двери. Механическое движение внутри такого замка происходит, лишь когда код полностью и правильно набран. В процессе набора замок «молчит», и подобрать код на слух невозможно. Тогда приходится использовать грубые методы, но об этом позже.
Электронный кодовый замок не то чтобы сложнее механического. Но вот подбором его взять нельзя. Почти во всех современных сейфах при неверном наборе замок блокируется, скажем, на пять минут. При повторном — на десять, и далее — по нарастающей. Это не значит, что такой сейф надежнее механического, против сверла все равны. Это значит лишь, что взломать его «чисто» сложнее.
«Грубое» вскрытие
Сразу развенчаем очередной миф. Многие полагают, что после сверления и грубого взлома сейф никуда не годится, только на выброс. Это заблуждение. Сверление — это однo, максимум три крошечных отверстия. После вскрытия сотрудники компании запрессовывают в них конусовидные пробки и заваривают. Просверлить заново в этой точке гораздо сложнее — то есть сейф становится надежнее. Замок, правда, скорее всего, придется поменять. Но и такую услугу качественные мастера тоже оказывают.
Итак, в каком случае приходится сверлить? Во-первых, если замок сломан. Во-вторых, если он настолько сложен, что подбор может занять несколько десятков часов, а открыть нужно срочно. В-третьих, если замок электронный или биометрический и в случае неверного подбора будет заблокирован.
Сверлят сейфы в строго определенных местах. Если модель типовая, известная, используют специальные шаблоны. Центральной частью такой шаблон крепится на место круглого кодонабирателя; одно из отверстий на шаблоне (какое — указано в особых таблицах) совпадает с точкой сверления. Естественно, сверлят в самом слабом месте замка — для того, чтобы его разблокировать. После сверления замок либо уже открыт, либо через полученное отверстие это нетрудно сделать.
Если сейф нестандартный, сложный, то сначала сверлят технологическое отверстие, через которое проводят бороскоп (чаще называемый эндоскопом) — тонкую трубку с фонариком и камерой на конце. Изучив с помощью камеры внутреннее устройство сейфа, вычисляют точку сверления — и далее по стандартному сценарию.
Но не все так просто. Производители сейфов активно борются со сверлильными методиками. Чаще всего используют так называемые блокираторы. Например, в самом удобном для сверления месте может стоять в натяг тонкий тросик. При его повреждении срабатывает блокиратор, фиксируя замок с помощью дополнительного язычка. Иногда по всей внутренней поверхности дверцы установлено каленое стекло: где бы вы ни сверлили, оно так или иначе лопнет при соприкосновении с дрелью, и блокиратор опять же сработает. Более того, бывает даже устройство типа «блокиратор в блокираторе»! Например, мастер неудачно просверлил, задел привод блокиратора, тот сработал. Мастер начал сверлить второе отверстие, чтобы разблокировать замок, и задел привод второго блокиратора, который перекрыл доступ к первому. Все это в итоге не спасает сейф от вскрытия, но существенно замедляет процесс.
От шкатулки до самолета
У мастеров есть свои хитрости и свои ангелы-хранители. В компании «Замок 911» нам рассказали несколько курьезных случаев. Например, один из мастеров, выезжая на задание, нашел на улице ржавый ключ и автоматически его подобрал (есть такая привычка у специалистов по работе с замками). А в квартире клиентов обнаружился сейф с ключевым замком именно такого типа. Мастер за минуту очистил ключ — и тот со скрипом, но удивительным образом подошел к сейфу! «Так и рождаются легенды!» — смеются сотрудники компании. Нередко клиенты используют в качестве кодов характерные числа — телефоны, дни рождения, и все равно их теряют и забывают! Мастера тщательно собирают и анализируют информацию, исходящую от заказчика. Иногда, зная дату рождения клиента, можно за минуту подобрать код, отталкиваясь от нее как от базы.
Сейфы — это лишь одна из специализаций мастеров-вскрывателей. Вызывают на вскрытия автомобилей, дверей, а однажды пришлось вскрывать даже самолет.
Квартирные двери тоже имеют свои особенности. Их нельзя делать в стиле сейфовых или хранилищных по требованиям пожарной безопасности. Поэтому для защиты производители дверей придумывают хитрые методы: например, замочные скважины располагаются в неудобных для взлома местах — очень низко или вообще в дверном косяке. Ключом открыть такой замок нетрудно, а вот взломать — нужно попотеть. Нередко приходится открывать старинные шкатулки, замки на антикварной мебели и даже обычные дорожные чемоданы, коды от которых счастливые отпускники попросту забывают.
Иногда мастерам приходится работать и с банкоматами (инкассаторы, как оказалось, нередко забывают постоянно меняющиеся коды). Это особый вид деятельности, поскольку нужно обязательно сохранить работоспособность сложного и дорогостоящего прибора. Право на такие работы имеют не больше десятка фирм и мастеров во всей России; иногда специалистов вызывают из другого города. К слову, мастера сервисных служб никогда не держат в своем арсенале «воровской инструмент»: фомки, провороты, «открывалки», отжимы, даже если последние эффективны. Это закон.
В общем, работы у специалистов полно. Когда, наконец, вскрытие замков станет лицензированным видом деятельности, а в Россию можно будет без проблем ввозить из Европы соответствующее оборудование, всем станет гораздо легче. И нам, и закрытым дверям, и тем, кто их открывает.