Инструмент художника: как появился карандаш

В современном мире суеты и бесконечного движения порой мы забываем о главных вещах, которые нас окружают и вовсе не задумываемся об их истории. Сегодня поговорим о карандаше, а точнее о том, кто изобрел карандаш. Конструкция карандаша столь гениально проста, что этот инструмент почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней.
Инструмент художника: как появился карандаш
Getty Images

За последние столетия сменилось несколько поколений инструментов для письма. На смену гусиным перьям пришли перьевые ручки, затем шариковые. Однако конструкция другого инструмента — карандаша — оказалась настолько гениально простой, что он почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней и, возможно, протянет еще не одно столетие. В древности те, кому приходилось делать заметки, пользовались стерженьками из свинца или его сплава с оловом. Этот мягкий металл оставлял на пергаменте или бумаге еле видный светло-серый след, который можно было стереть с помощью мякиша. Рисовали и углем, и черным глинистым сланцем, однако удобство таких письменных приспособлений оставляло желать лучшего. Настало время узнать имя гения, кто придумал карандаш.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знакомимся с письмом: кто придумал карандаш?

Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей привел слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе английского графства Камбрия, буря повалила несколько деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные камни под корнями. Они были черными, мягкими и оставляли следы на различных поверхностях. Слава камня, который назвали «черным свинцом», или plumbago (лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась за пределы графства.

Пастухи метили им овец, художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные футляры и использовали для рисования и письма. Английским словом lead (свинец) и сегодня называют карандашный грифель, а в словаре Даля можно увидеть определение графита: «ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш» (само русское слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный, «даш» — камень). То, что «черный свинец» представляет собой кристаллическую разновидность углерода, шведский химик Карл Шееле выяснил только в 1779 году. Через десять лет немецкий геолог Абраам Вернер придумал говорящее название графит — от греческого γράφω, «пишу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На протяжении следующих двух с лишним веков Борроудейл оставался единственным источником графита для карандашей в Европе, поскольку минерал из других месторождений был низкокачественным. Графит стал стратегическим сырьем, британский парламент в 1752 году принял закон. В данном акте отмечалось, что за воровство этого материала или продажу на черном рынке полагалось тюремное заключение или ссылка. Великобритания сама решала, кому можно продавать этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную Французскую республику островной сосед решил оставить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду. Однако кто же в итоге изобрел карандаш из графита? Понятно, что такая монополия не пришлась французам по душе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изобретатель карандаша Кoнтe тaкжe являeтся создателем «кaрaндaшa Кoнтe», кoтoрый испoльзyeтся для рисoвaния. Кaрaндaш Кoнтe мягчe грaфитa, нo твёржe пaстeли, a рисoвaть им мoжнo пo спeциaльнoмy шeрoхoвaтoмy кaртoнy
Изобретатель карандаша Кoнтe тaкжe являeтся создателем «кaрaндaшa Кoнтe», кoтoрый испoльзyeтся для рисoвaния. Кaрaндaш Кoнтe мягчe грaфитa, нo твёржe пaстeли, a рисoвaть им мoжнo пo спeциaльнoмy шeрoхoвaтoмy кaртoнy

Лазар Карно — один из видных деятелей французской революции попросил известного изобретателя, ученого и офицера Никола Жака Конте найти способ не зависеть от импорта этого дорогого материала. Никола Конте решил проблему довольно быстро — он придумал взять за основу молотый графит (из других месторождений), смешать его с глиной, из полученного состава вылепить стержни и обжечь в печи. Полученный материал был значительно дешевле, а писал нисколько не хуже самого лучшего британского натурального графита. Более того, варьируя содержание графита в смеси, можно было получать различную твердость грифелей. В 1795 году изобретатель карандаша Конте получил патент на свой процесс, и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями) карандаши изготавливают и сейчас.