Детище Чарльза Кеттеринга: история изобретения автомобильного стартера
Сто лет назад любая поездка на автомобиле начиналась с традиционного вращения заводной рукоятки. Это занятие было не только физически тяжелым, но еще и небезопасным — вырвавшаяся рукоятка могла привести к серьезным травмам. Сегодня, заводя мотор легким поворотом ключа в замке зажигания своего авто, вспомните о человеке, который превратил капризную безлошадную повозку в комфортное средство передвижения.
Чарльз Кеттеринг родился в 1876 году в штате Огайо. В возрасте 22 лет он поступил в инженерный колледж штата, а в 1904 году получил место в компании National Cash Register (NCR), которая занималась разработкой и производством кассовых аппаратов. Там Кеттеринг сразу же отметился несколькими серьезными изобретениями: электромагнитным приводом клавиш, системой дистанционного одобрения кредита для универмагов, пружинным приводом выдвижного ящика для денег. Самым главным его достижением была разработка электропривода кассового аппарата аппарата (до этого они приводились вращением рукоятки) от очень компактного двигателя.
В 1908 году к Кеттерингу обратился один из директоров NCR Эдвард Дидс, который увлекался строительством самодельных автомобилей, и предложил молодому изобретателю усовершенствовать систему зажигания. Кеттеринг, который тогда не только не умел водить автомобиль, но и имел очень приблизительное понятие о его устройстве, тем не менее с энтузиазмом взялся за поставленную задачу. Он привлек к работе нескольких подчиненных, и они приступили к работе в сарае Дидса. К 1909 году «сарайная банда», как они себя называли, разработала систему зажигания на основе магнитного реле и катушки. Эта система превосходила любую из существовавших тогда, и на нее обратил внимание Генри Лиланд, глава компании Cadillac, заказавший 8000 систем. А «сарайная банда» превратилась в компанию Delco (Dayton Engineering Laboratories Company).
В 1910 году Лиланд рассказал Кеттерингу о своем недавно погибшем друге, которому соскочившая рукоятка проломила голову, и изобретатель заинтересовался вопросом, нельзя ли обойтись без нее. Множество изобретателей того времени безуспешно пытались создать электростартер. Для большого электромотора нет места под капотом, а маленький не способен раскрутить тяжелый маховик ДВС. Но Кеттеринг вскоре понял, что этот электромотор не должен работать непрерывно, а лишь очень непродолжительное время. Потом его можно расцепить с двигателем или использовать в качестве генератора для системы зажигания и фар. За образец Чарльз взял привод кассового аппарата с редуктором и системой сцепления собственной конструкции, работавший примерно в таком же режиме. Ключевым элементом системы стал угольный регулятор напряжения и коммутатор, который сотрудники Delco доводили до ума дольше всего. В феврале 1911 года Кеттеринг представил Лиланду «Кадиллак» с электростартером и генератором, а в следующем году этими системами стали оснащать серийные машины этой марки. А вскоре — и все остальные автомобили.