Двухколесный транспорт: история изобретения велосипеда
В наше время, когда есть так много видов транспорта с двигателем, велосипед с педальным приводом уже не столь популярен. Но когда двухколесный транспорт только начал появляться, он моментально начал завоевывать любовь людей по всему миру. Число моделей стремительно увеличилось, а пользователи находили самые необычные способы применения железного коня. Впрочем, давайте обо всем поподробнее!
Когда и как появились первые прообразы велосипеда
Первые известные прототипы колесного транспортного средства, управляемого человеком, были созданы задолго до того, как велосипед стал таким, каким все мы его знаем. В 1418 году итальянский инженер Джованни Фонтана сконструировал приводимое в действие водителем устройство, состоящее из четырех колес и петли из веревки, соединенных шестернями.
В 1813 году, примерно через 400 лет после того, как Фонтана построил свое изобретение на колесах, немецкий аристократ и изобретатель по имени Карл фон Дрез начал работу над собственной версией лауфмашины — четырехколесного транспортного средства, работающего за счет человеческой силы. Затем, в 1817 году, Дрез показал двухколесное устройство, ставшее известным по всей Европе под названиями дрезина или «хобби-лошадь».
Однако до Карла Дреза были и другие разработки. Так, одна из них принадлежит Джану Джакомо Капротти, ученику Леонардо да Винчи. Существует и версия, что сам Леонардо придумал идею велосипеда, правда не смог его сконструировать, но достоверность эскиза до сих пор находится под вопросом. Датируется набросок изобретателя примерно 1500 годом нашей эры.
В 1998 году Ганс-Эрхард Лессинг назвал эскиз Капротти намеренным обманом, и сейчас это мнение широко распространено. Но сторонники Аугусто Маринони, лексикографа и филолога, которому Венецианская комиссия поручила расшифровку Атлантического кодекса Леонардо, продолжают настаивать на подлинности эскиза велосипеда.
Другим неподтвержденным изобретением был так называемый célérifère некого «графа де Сиврака». Célérifère, что в переводе с французского значит сельдерей, предположительно имел два колеса, закрепленных на жесткой деревянной раме, без рулевого управления. Чтобы изменить направление движения, нужно было наклоняться. Считалось, что гонщик сидел на машине и двигал ее, отталкиваясь ногами поочередно. Однако сейчас полагают, что двухколесного célérifère никогда не существовало (хотя были четырехколесные). Вероятно, это было ошибочное предположение известного французского журналиста Луи Бодри де Сонье, которое он сделал в 1891 году.
Кто первым изобрел велосипед: история Карла фон Дреза
Карл фон Дрез был известным немецким лесным чиновником и выдающимся изобретателем периода Бидермайера. Он прославился созданием Laufmaschine , которая впоследствии стала известна как велосипед. Изобретение Дреза положило начало механизированному личному транспорту. Принцип двухколесного транспорта, который лежит в основе велосипеда и мотоцикла, впервые появился благодаря этому изобретению.
Кроме того, он создал два четырехколесных транспортных средства с приводом от человека (1813 и 1814 годы), одно из которых он представил в Вене на конгрессе, где решался вопрос о разделении Европы после поражения Наполеона. В 1842 году он разработал железнодорожное транспортное средство с механическим приводом от человека, которое называется дрезиной. Это название используется и сегодня для обозначения ручных железнодорожных вагонов.
В 1822 году Дрез был ярым либералом, поддерживавшим революцию в Бадене. Из-за своих семейных связей он подвергся нападениям. По этой причине изобретатель эмигрировал в Бразилию, где работал землемером. В 1830 году умер его отец, и на младшего Дреза напали завистливые соперники. Спустя девять лет он переехал в деревню Вальдкатценбах и оставался там до 1845 года. В этот период он и изобрел дрезину.
В 1849 году Карл Дрез, оставаясь верным своим радикальным взглядам, отказался от титула барона и убрал приставку «фон» из своей фамилии. После поражения революции его положение ухудшилось. Роялисты пытались объявить его сумасшедшим и заключить в тюрьму. Пенсию конфисковали, чтобы покрыть «издержки революции», после того как ее подавили пруссаки. Причиной бедственного положения изобретателя как раз стал его публичный отказ от дворянского титула и изменение имени в знак уважения к Французской революции. Карл Дрез умер в нищете 10 декабря 1851 года в Карлсруэ.
Какими были первые велосипеды Дреза
«Хобби-лошади» Дреза были далеки от аэродинамических скоростных машин, которыми являются сегодняшние велосипеды. При весе в 23 килограмма этот предок велосипеда имел два деревянных колеса, прикрепленных к деревянной раме. Изобретение было рассчитано на скорость, но велосипед мог преодолевать только 13 км за час. Для того, чтобы прокатиться, человек садился на обитое кожей седло, прибитое к раме, и управлял машиной с помощью рудиментарного набора деревянных рулей. Здесь не было ни шестеренок, ни педалей — ездоки просто толкали велосипед вперед ногами.
Карл Дрез изобрел велосипед во время нехватки овса. Лошадей было нечем кормить и в стране возросла потребность в «безлошадном» транспорте. 12 июня 1817 года Карл Дрез совершил первую поездку на своем изобретении из Мангейма в «Schwetzinger Relaishaus» — постоялый двор, который находился в Райнау, ныне являющемся районом Мангейма. Расстояние составило примерно 7 километров (4,3 мили). Поездка туда и обратно заняла чуть больше часа. Это было большое достижение для безлошадного транспорта. Позже Дрез привез свое изобретение во Францию и Англию, где оно стало популярным.
Как развивалось создание велосипедов
В 1819 году британец Денис Джонсон внес некоторые изменения в модель Дреза. Лондонский производитель карет продавал свою собственную версию под названием «пешеходные коляски» лондонским аристократам, ищущим удовольствий. Однако после распространения велосипедов стало понятно, что дороги сильно разбиты экипажами, поэтому велосипедистам было сложно удерживать равновесие.
Хобби-лошади пользовались успехом несколько лет, прежде чем на них не наложили запрет: ездить на них по тротуарам больше нельзя из-за опасности для пешеходов. Увлечение прошло, и к 1820-м годам этот транспорт стал редко попадаться на глаза.
В 1820–1850-х годах было много изобретений и разработок силовых транспортных средств, похожих на дрезину. Были созданы разные модели трехколесных и четырехколесных велосипедов с педалями и рукоятками. Но эти конструкции имели недостатки: они были тяжелыми и плохо катились. Уиллард Сойер из Дувра в 1850-х годах создал четырехколесный велосипед с педальным приводом и распространил его по всему миру.
Велосипеды вернулись в начале 1860-х годов с появлением деревянной конструкции с двумя стальными колесами, педалями и фиксированной системой передач. Немец по имени Карл Кех утверждал, что он был первым, кто прикрепил педали к «хобби-лошади» в 1862 году. Но первый патент на такое устройство был выдан не Кеху, а Пьеру Лаллеману, французскому каретному мастеру, который получил американский патент на двухколесное транспортное средство с педалями в 1866 году. Но к нему мы вернемся чуть позже.
С тех пор изобретатели экспериментировали с различными конструкциями велосипеда, благодаря чему он позже обзавелся системой переключения передач, шинами с камерами, полой металлической рамой, втулкой с амортизаторами и другими деталями, без которых сегодня нельзя представить железного коня.
В начале 1890-х годов безопасные двухколесные велосипеды стали называть тандемами или «велосипедами для ухаживаний». Они были предназначены для совместного катания мужчин и женщин. Дама сидела на переднем сиденье, а мужчина управлял велосипедом с помощью рычага из заднего положения.
Кто и когда изобрел прототип современного велосипеда
В 1866 году, 20 ноября, Пьер Лаллеман, французский инженер, получил патент США на первый в стране педальный велосипед. Годом ранее Лаллеман приехал в Соединенные Штаты с чертежами и компонентами своего изобретения. Он сконструировал и запатентовал первый в США велосипед, но не получил никакого значительного вознаграждения или признания за то, что представил нации устройство, которое вскоре можно было увидеть повсеместно.
По прибытии в США Лаллеман обосновался в Ансонии, штат Коннектикут. Он показал свое изобретение местным жителям, один из которых, как сообщается, в ужасе убежал при виде «дьявола на колесах». В конце концов Лаллеман нашел инвестора, Джеймса Кэрролла, поддержавшего его начинание. В 1866 году Лаллеман подал заявку и получил патент на первый в стране велосипед с педалями.
Хотя Лаллеман и был первым, кто запатентовал идею велосипеда, он не смог извлечь выгоду из своего изобретения. Не сумев собрать достаточно средств для открытия фабрики, он продал права на патент в 1868 году и вернулся во Францию, где велосипед Мишо приобрел огромную популярность и вызвал «велосипедный бум», который вскоре распространился по всей Европе. Лаллеман умер в безвестности в Бостоне в 1881 году. Прошло более века, прежде чем историки велоспорта признали важную роль, которую он сыграл в изобретении велосипеда.
Прообразом современного велосипеда можно назвать так называемый «безопасный» («safety») велосипед. Изобрел его в 1885 году Джон Кемп Старли. У безопасного велосипеда было два колеса: переднее выполняло функцию руля, а колесо было связано с педалями с помощью цепи, что позволяло передавать усилие. Колеса оснащались резиновыми шинами со спицами.
С течением времени компоненты велосипеда совершенствовались, улучшались технологии изготовления шин и колес. Тем не менее именно тогда началось развитие велосипеда как простого средства передвижения, в отличие от времен, когда этот транспорт принадлежал избранным. Как и на историю большинства изобретений, на развитие велосипеда оказали влияние социальные, политические, экономические и культурные особенности того времени. Безопасный велосипед стал первым доступным личным транспортом по разумной цене в конце XIX века, еще до появления автомобиля.
Как велосипеды вошли в моду в России
В начале 1860-х годов в Москве появились первые велосипеды, которые были доступны далеко не всем. Люди с интересом наблюдали за тем, как некоторые счастливчики катались на этих необычных машинах. Хотя велосипедистам разрешалось ездить только в загородных парках и закрытых манежах, им все равно завидовали. Иногда зависть приводила к тому, что нарушалась дисциплина: повреждались колеса велосипедов, а на неосторожных водителей даже натравливали собак. Лошади пугались велосипедистов, что приводило извозчиков в ярость: некоторые могли бить крутящих педали кнутом по спине, чтобы те держались подальше.
В 1883 году на ипподроме прошла первая велогонка, которая собрала 25 000 зрителей. Победителем гонки стал москвич Федор Жемличка, впоследствии получивший звание Лучшего гонщика России. Вскоре был принят устав Московского общества велосипедистов-любителей. Велосипедисты часто собирались в Петровском парке. Также существовали и другие сообщества: Московский клуб велосипедистов, Российский клуб велосипедистов, Союз велосипедистов-туристов и Велосипедный клуб «Мюр и Мерилиз».
Со временем велосипеды стали более доступными и популярными. К 1894 году на них разрешили ездить по улицам. К 1902 году в Москве было от 5000 до 10 000 велосипедистов, при этом каждое транспортное средство имело свой номерной знак. Между Белорусским вокзалом и Петровским парком проложили первую велосипедную дорожку шириной четыре метра.
Первые подобия велосипедов появились в начале XIX века, но для доведения их до совершенства потребовалось более сотни лет. Вот как это происходило