Леонардо да Винчи был амбидекстром
Амбидекстрия — относительно редкая особенность развития, при которой человек одинаково хорошо владеет правой и левой руками. Он не выделяет для себя ведущую руку и, поэтому, не является правшой либо левшой. Врожденная амбидекстрия встречается примерно у 1% детей. Для них и их родителей это скорее плохо, чем хорошо: амбидекстры медленнее учатся говорить и, потом, хуже учатся в школе.
Как сообщает РИА Новости, реставраторы из Opificio delle Pietre Dure (буквально «Мастерская самоцветов») на протяжении нескольких недель изучали набросок пейзажа, который считается одной из первых работ итальянского мастера. Произведение под инвентарным номером 8P изображает берег реки Арно с замком Монтелупо и отмечено датой – 5 августа 1473 года, когда будущему автору «Джоконды» и «Тайной вечери» был всего 21 год.
Специалисты сравнили надписи, сделанные автором на лицевой и оборотной стороне. В первом случае Леонардо датировал свою работу, причем сделал это «зеркальной надписью», которая читается нормально в зеркальном отражении. На обороте он написал, что заказчик доволен, не уточнив, правда, чем именно.
Как полагают эксперты, надписи были сделаны одним человеком, но разными руками. На это указывают мелкие различия в написании букв и цифр. Но, в обоих случаях, рука пишущего была тверда, а его движения уверенны. Он привык писать и правой и левой руками.
«Сравнение двух надписей подтверждает нам, что Леонардо был амбидекстром. Прежде всего, они обе нанесены от руки самим художником (как и эскизы головы и человеческой фигуры на обратной стороне листа), потому что написаны одинаковыми чернилами (которые он использовал, чтобы нарисовать большую часть пейзажа)», — говорится в сообщении Галереи Уффици. «Художник сделал "зеркальную" надпись спереди предположительно левой рукой, а для обычной – на задней поверхности — он использовал правую. Обе каллиграфии, хотя и содержат ряд различающихся графических элементов, связанных с использованием обеих рук, характеризуются многочисленными общими чертами, однозначно приписываемыми уникальному стилю Леонардо».
По мнению директора галереи Эйке Шмидта, находка открывает новые перспективы в интерпретации рисунка 8P и в изучении того, как художник «строил пейзаж», его техники и даже его привычек и навыков письма.