Анатомия Тома и Джерри: как скульптор из Южной Кореи создал скелеты всеми любимых мультяшных персонажей
По-моему, посмотрев на работы Хьюнко, любой ребенок раз и навсегда откажется от мультиков. Потому что ему будет страшно. Вроде как все нормально: вот Том гонится за Джерри, вот мышонок подстраивает очередную западню, вот кота плющит и колбасит по полной программе. Но когда знаешь, что кот-то не резиновый, что внутри у него кости и органы, становится просто не по себе.
Хьюнко Ли родился в 1969 году в Похане, Южная Корея. Сегодня он живет и работает в Сеуле. В отличие от многих художников-самоучек, Хьюнко имеет два высших художественных образования: факультет искусств университета Хоник (Сеул) и высшая школа искусств в Йельском университете, Нью-Хейвен, США.
С 2001 года Хьюнко принимает участие в сборных выставках, а в 2004-м прошла его первая сольная выставка в художественном музее Суньок в Сеуле. Правда, анимационных скелетов там не было, они появились чуть позже.
Оригинальная идея
Хьюнко с детства любил мультфильмы. Идея реализации такого необычного проекта, как анатомия анимационных персонажей, посетила его в 1999 году. Его заинтересовал вопрос создания именно гипертрофированных, необычных скелетов — с учетом жизнеспособности их обладателей. Скульптор подошел к делу серьезно. До этого проекта, получившего название Animatus, он неоднократно создавал «анатомические» статуи людей — это послужило подспорьем в разработке скелетов мультипликационных героев. Первым шагом к проекту было создание скелета охотника Элмера Фудда (того самого «лысика», который охотится на Багза Банни и регулярно оказывается без штанов).
При разработке каждой фигуры Хьюнко пользуется огромным количеством справочной литературы, добиваясь максимальной реалистичности скульптуры. Так как большинство анимационных героев антропоморфны, скульптор читает в основном пособия по человеческой анатомии, а не по зоологии. Я не берусь сказать, сколько раз Хьюнко пришлось просмотреть различные мультфильмы, ведь в каждой серии у персонажа обнаруживается новый сустав в каком-либо совершенно неудобоваримом месте.
К примеру, изготавливая трио скелетов утят Вилли, Билли и Дилли, Хьюнко был вынужден сделать их клювы (которые у настоящей утки не имеют полноценной костной структуры) цельнокостяными: в мультиках утята неоднократно долбят ими различные предметы, а клювам хоть бы хны. Кстати, художник (в отличие от меня) различает трех племянников Дональда в их анатомическом виде. Я же, как ни рассматривал, так и не смог понять, чем различаются утята.
Удивительные скелеты
Всего Хьюнко Ли создал 11 скелетов — работа над каждым может длиться по несколько месяцев. Первым выставочным образцом стал скелет хорошо известного кролика Багза Банни, который получил латинское наименование Lepus Animatus. Он легко узнаваем по огромным передним зубам — хотя кролик без ушей выглядит, прямо скажем, непривычно. Не менее странно смотрятся уже упомянутые Том и Джерри. Если внимательно вглядеться в верхние лапы (руки?) Тома в мультике, то сразу становится понятным, что скелет у героя вовсе не кошачий. Гипертрофированные огромные когти, длинные многосуставчатые пальцы. Такими их и сделал Хьюнко Ли.
Сейчас скульптор работает над скелетом Микки-Мауса. Рисованное изображение этого скелета было показано широкой публике еще в 2006 году, но до реализации дело дошло только несколько лет спустя.
Кстати, я предложил Хьюнко обратить внимание на героев советских мультфильмов — Волка и Зайца из «Ну, погоди!». Хьюнко ответил, что никогда не думал об этом, но, посмотрев с моей легкой руки несколько серий, заинтересовался. Так что не исключено, что скелет Волка тоже когда-нибудь появится в сеульской галерее. Интересно, что бы сказал Хьюнко, если бы я предложил ему создать скелет Шефа или Коллеги из мультика про братьев Пилотов?..
Галерея Хьюнко Ли
Впервые выставка проекта Animatus прошла в галерее Arario Gallery, Хеонан, Южная Корея, в 2006 году. Была создана подчеркнуто мрачная и аскетичная обстановка — черные стены, на них чертежи и эскизы, а в зале — скелеты. Конечно, всем скелетам придаются характерные для персонажей позы.
Отдельным залом выставки стала сама мастерская, в которой работали Хьюнко Ли и группа его ассистентов. Освещенное помещение с разбросанными пособиями, рисунками, инструментами, стеками, деталями, костями вызывало не меньший интерес публики, нежели сами оконченные изделия. Собственно, студия Ли больше похожа на лабораторию. Ассистенты в белых халатах и пластиковых масках, идеальная чистота, множество анатомических атласов и плакатов.
Сам скульптор говорит, что одной из задач проекта было доказать возможность существования мультипликационных героев в реальном мире. Точнее, не доказать, а обосновать. По сути, работы Ли представляют собой нечто вроде моста между миром реальным и миром воображаемым. Наука — анатомия — тесно сплетается в проекте Animatus с чуждой научному подходу отраслью воображения и чудес.
Латинские обозначения мультипликационных животных в точности соответствуют правилам классификации живых существ. Это не игровые термины вроде Coyotus imbicilus (так иногда называют Койота), а совершенно серьезные названия, которые могли бы быть присвоены сказочным животным, если бы те существовали на самом деле