Разум и чувства Кристофера Басгейта: Искусство

Как бы отнесся мир к Сальвадору Дали, если бы он распечатывал свои работы на цветном принтере? Скульптор Кристофер Басгейт создает своих удивительных «существ» на промышленных станках
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это смелое заявление, но на фоне творений Кристофера Басгейта работы подавляющего большинства современных скульпторов выглядят похожими друг на друга. Сварные конструкции, кинетические скульптуры, интерактивные роботизированные инсталляции — все они одинаково далеки от завораживающих своими безупречными формами и холодным металлическим блеском созданий Криса. Его подход к творчеству как с технологической, так и с эмоциональной точки зрения очень трудно проассоциировать с искусством в привычном понимании этого слова. Тем не менее работы Криса пользуются популярностью в крупнейших галереях мира, заставляя зрителей остановиться, восхититься абсолютным совершенством форм и задуматься.

Кристоферу не импонирует ручная работа. Эмоциональности и непосредственности человеческого фактора он предпочитает безупречную точность промышленных технологий. Вместо того чтобы напрямую обращаться к чувствам зрителя, он апеллирует к интеллекту, вызывая восхищение научными и технологическими достижениями человечества. Его работы, названные сухими комбинациями букв и цифр, воспринимаются как продукт внеземных цивилизаций или устройства, прибывшие к нам из далекого будущего. С первого взгляда на них становится ясно: как любое произведение инженерного искусства, эти машины наделены серьезными функциями. Однако разгадать их обычному современному землянину не под силу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник-многостаночник

Кристофер Басгейт не любит говорить о прошлом: родился, женился... Зато любит рассказывать, как годами учился работать на промышленных станках. Основные формы «существ» (так Крис называет свои работы) создаются при помощи фрезерных, токарных и сверлильных станков. В мастерской художника можно увидеть и уникальные станки, которые он изобрел сам. «Постройка новых станков заняла у меня немало времени, — рассказывает художник, — причем строил я их по большей части из интереса. И все же нередко возникают ситуации, когда вдруг оказывается, что инструментов, необходимых для реализации моего замысла, просто нет в природе. В таких случаях изобретение и постройка необходимого инструмента становятся ключевым этапом работы над конкретным произведением, то есть неотъемлемой частью творческого процесса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крис работает как на станках с ручным управлением, так и на компьютеризированных, с ЧПУ. Когда иной скульптор, повинуясь вдохновенному порыву, берет в руки молот, Кристофер Басгейт садится за компьютер и создает трехмерную модель будущей детали. «Использование станков с числовым программным управлением позволяет мне обрабатывать заготовки с точностью до микрометра, — говорит Крис, — такая точность недостижима ни для человеческого глаза, ни для человеческих рук».

Машинная точность изготовления отдельных деталей позволяет применять промышленные технологии для сборки готовых скульптур. К примеру, некоторые детали запрессовываются в корпус «существа» подобно подшипникам скольжения в двигателе автомобиля. Некоторые скульптуры собираются на винтах, в ряде случаев используются эпоксидные смолы. Специальное оборудование требуется для полировки готовых деталей и придания им необходимого цветового оттенка. Крис обжигает детали в печи для образования побежалости, использует порошковую окраску, применяет гальванопластику — метод нанесения металлического слоя на поверхность посредством электролитического осаждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это только кажется, что управлять всеми этими промышленными машинами просто. Постройка одной скульптуры, как правило, занимает несколько недель. Сами станки, подобно скульпторам, удаляют лишний металл с заготовки постепенно, очень маленькими порциями, превращая твердый материал в стружку или пыль. Этот процесс может занимать сотни часов. Неделя уходит на полировку грубых деталей, их обезжиривание и подготовку к покраске. Еще неделю занимают собственно окраска, обжиг деталей для создания побежалости и окончательная сборка «существа». И это не считая долгих бессонных ночей, посвященных обдумыванию идеи, проработке дизайна будущей скульптуры, программированию станков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один шаг к промдизайну

«В моих работах нет иносказаний, аллегорий или цитат, — утверждает Кристофер Басгейт. — Вместо этого я предпочитаю создавать логичные и прагматичные объекты, несмотря на то что при работе над своими скульптурами всецело полагаюсь на собственные эмоции и инстинкты». Облик «существ», созданных Крисом, по большей части обусловлен применяемыми им технологиями. Машинное производство диктует определенную визуальную и эмоциональную сдержанность, строгость. Любая идея художника многократно трансформируется, проходя через различные стадии технологического процесса. Работы Криса — это не результат творчества без границ, как у других скульпторов, а компромисс между творческим порывом и технологическими ограничениями, которые приближают деятельность Басгейта к инженерному искусству или промышленному дизайну. Чтобы реализовать какую-либо эмоциональную идею, Крису приходится постоянно решать логические задачи. Нестандартные, остроумные решения для одной скульптуры могут ложиться в основу следующей, и так по цепочке. В конечном счете получается, что в «существах» Кристофера неразрывно и органично переплетаются эмоции и интеллект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из технологического процесса вытекает и еще одна уникальная особенность работ Кристофера Басгейта. Обычно неотъемлемым свойством любого произведения искусства считается его уникальность и неповторимость. Картина художника или изваяние скульптора подобны дереву, которое выросло на плодородной почве, повинуясь множеству непредсказуемых факторов: солнцу и ветру, дождю и снегу, теплу и холоду. Точно такому же дереву уже никогда не суждено появиться на свет. А вот работы Басгейта в теории можно повторить с точностью до микрометра. В теории — потому что в реальности художник еще ни разу так не делал. Возможно, как раз потому, что хочет остаться художником, а не превратиться в модного дизайнера интерьерных украшений.