Мифология Грегори Бразертона: галерея свинца
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. За свою более чем двадцатилетнюю карьеру Грег Бразертон стал известен во всем мире как прекрасный дизайнер, художник, иллюстратор, компьютерный аниматор и скульптор. В его руках самые обычные вещи, будь то пылесос, миксер или автомобиль, превращаются в мифических существ, фантастическое оружие, таинственные предметы, изменяющие нашу повседневную действительность до неузнаваемости. От работ Грега веет пламенным героизмом — и одновременно металлическим холодом. Железной воле художника покорно подчиняются не только твердая сталь и мягкое дерево, но и античная грация, и древние сказания, и блеск современной поп-культуры.
Лиха беда начало
Грег Бразертон родился в 1968 году в Айове и с детства вел полукочевой образ жизни. Бóльшую часть времени он жил в штатах Юта и Колорадо. Интерес к технике проснулся в маленьком Грегори примерно в пять лет. Как и у многих детей, он выражался прежде всего в стремлении разбирать на части любую технику, которая попадется под руку. К 12 годам интересы Грега посерьезнели: он научился «разрабатывать полезные ископаемые» во дворе собственного дома с помощью самодельной взрывчатки. Надо отдать ему должное: в ходе экспериментов никто не пострадал.
Видимо, увлечения молодого Бразертона шли вразрез с общепринятыми нормами поведения. К 16 годам он уже был исключен из самых разных муниципальных и частных учебных заведений. В итоге юному дарованию пришлось сдавать так называемый тест на общее образовательное развитие — экзамен, изначально придуманный для адаптации ветеранов Второй мировой войны к мирной жизни и дающий шанс на получение высшего образования лицам, оказавшимся неспособными закончить школу в силу тех или иных причин. С этим «альтернативным аттестатом» Бразертон поступил в Академию искусств Колорадо. Получив диплом в области графического дизайна, он стал успешным коммерческим художником и завоевал мировое признание. Работая с графикой, Грег никогда не переставал совершенствовать свое мастерство в качестве скульптора.
«Мои работы — это продукт всепоглощающей маниакальной страсти создавать вещи, — говорит Грегори Бразертон. — Эти скульптуры представляют собой что-то вроде сумбурного беспорядочного коктейля из разных частей механической истории, представленной в сгущенных мрачных красках. Я стараюсь отыскивать героические образы в постоянно развивающейся всеобщей культурной саге. Эти идолы соединяют в себе древнюю мифологию и современную поп-культуру, наделяя повседневные объекты фантастическими, порой дьявольскими смыслами».
Галерея свинца
В настоящее время Грегори Бразертон вместе с женой и сыном живет и работает в Сан-Диего, штат Калифорния. Он продолжает рисовать и создавать необычные скульптуры. Кроме того, Бразертон руководит собственной галереей современного искусства Device, в которой собраны скульптуры и картины художников, близких по духу самому Грегу. Некоторые из них уже знакомы читателям «TechInsider», например Кристофер Конте — скульптор-протезист или Джереми Майер — любитель разбирать старые печатные машинки и наделять их новой жизнью в форме диковинных существ.
Тяжелый характер современной скульптуры диктуют сами материалы: это жесткая, местами грубая кованая сталь, безразличный безжизненный пластик и лишь изредка — живое дерево, практически всегда обрамленное холодным металлом. Смысловая тяжесть этих работ берет свои корни и в технологии их создания: ручная ковка, газовая сварка, резка металла — тут уж не до сантиментов. Однако и живопись, представленная в галерее Device, выполнена все в тех же мрачных красках. Центральное место в экспозиции занимают картины знаменитого Ганса Рудольфа Гигера, иконы современного сюрреализма. Мировое признание Гигер заслужил прежде всего как автор монстра из фильма «Чужой».
Особое место в коллекции Бразертона занимают картины художника из России, Эдуарда Аниконова. Эдуард родился в 1966 году в Магнитогорске, городе тяжелой промышленности и металлургии. Его грубый, решительный, экспрессивный живописный стиль как нельзя лучше способен выразить всю тяжесть и грандиозность индустрии. Несмотря на то что работы художника по большей части экспонируются в США и Европе, Эдуард по-прежнему живет и черпает вдохновение в родном городе.
Безусловно, в своей галерее Грегори и Эмми Бразертон собрали коллекцию работ товарищей по интересам. Далеко не все современное искусство выражает тоску по индустриальной механике, транслирует скептически-ироничное отношение к окружающему миру, предлагает задуматься о смерти, боли и тяжести жизни, погрузиться в красоту зла. И все же таких работ — талантливых, красивых, завораживающих — набралось на целую галерею. Не зря говорят: идеи витают в воздухе. И похоже, в воздухе, которым мы дышим, пока еще слишком много свинца.