Гонка за орбитальный кинематограф: съемка фильма «Вызов» глазами режиссера Клима Шипенко и продюсера Алексея Троцюка

Полвека назад мы выиграли гонку с первым человеком в космосе, а теперь выиграли и другую: Россия первой в мире сняла на орбите художественный фильм. Мы поговорили об этом уникальном событии с главным сценаристом, режиссером, оператором-постановщиком и осветителем фильма в одном лице Климом Шипенко и продюсером Алексеем Троцюком.
Гонка за орбитальный кинематограф: съемка фильма «Вызов» глазами режиссера Клима Шипенко и продюсера Алексея Троцюка

Вызов

Американцы начали первыми: в мае 2020 года Том Круз и Илон Маск сообщили о планируемой съемке на Международной космической станции (МКС) первого в мире боевика в космосе. Съемку полностью поддержало NASA, заявив, что нуждается в поддержке шоу-бизнеса для популяризации своих планов. Лететь в конце 2021 года собирались Том Круз и режиссер Дуглас Лайман (который снял, в частности, «Идентификацию Борна» и «Мистер и миссис Смит») на четырехместном корабле Crew Dragon от SpaceX. Через три дня после американцев о планах снять фильм на МКС объявила и Россия. Роскосмос, Первый канал и киностудия Yellow, Black and White (YBW) сообщили о начале работы над картиной «Вызов». Против Илона Макса и Тома Круза мы выставили своих тяжеловесов – генерального директора Первого канала Константина Эрнста и руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина. На орбиту так же планировалось отправить двух человек, да и сроки совпадали – до конца 2021 года. В поддержку проекта высказался и Владимир Путин. Американскому же президенту было не до кино: в январе протестующие штурмовали Капитолий. Медиаподдержка у американского проекта оказалась мощнее, но с реальными планами мы продвигались успешнее. В ноябре 2020 года стало известно, что киноэкспедиция стартует 5 октября и под нее забронирован корабль «Союз МС-19».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экипаж

По сюжету героиня Юлии Пересильд прилетает на МКС, чтобы сделать срочную операцию и спасти жизнь космонавту. Детали сценария держатся в секрете, даже фотография со станции доступна только одна. Но точно известно, что снимать в космосе решили настоящее полнометражное кино, перенеся на орбиту технологию земного кинопроизводства. Однако на Земле в процессе съемок заняты одновременно более полусотни человек, в космос же могли послать только одного. Если не считать актрису. Ничего подобного никто раньше не делал. Требования к кандидату были беспрецедентными: он должен быть первоклассным режиссером, оператором и осветителем. По словам генерального продюсера YBW Алексея Троцюка, альтернативы не было: подходил только Клим Шипенко. У Шипенко имелись все перечисленные навыки, плюс он еще и драматург, то есть умеет действовать, чувствует историю и может адаптировать ее к обстоятельствам. К тому же он фильм про космос уже снимал, «Салют-7» – это его картина. И он режиссер самого кассового фильма в истории российского кинематографа – «Холоп».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На Земле Шипенко достиг всего, – говорит Алексей Троцюк. – И был невероятно мотивирован. Идеальная кандидатура, которой можно доверить проект». Кастинг был уникальным: в первую очередь человек должен был пройти медкомиссию. На главную роль было подано несколько тысяч заявок. «Был колоссальный отсев, и поначалу возникло ощущение, что нужной актрисы мы не найдем, – вспоминает Алексей. – Сейчас я уже понимаю, что с такой задачей могли справиться только Клим и Юля. Иначе как чудом это назвать невозможно».

Если примерно треть «Вызова» снята в невесомости на орбите, то почти все доступные фотографии по подготовке фильма сделаны на Земле.
Если примерно треть «Вызова» снята в невесомости на орбите, то почти все доступные фотографии по подготовке фильма сделаны на Земле.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гонка со временем

Обучение Юлии, Клима и дублеров в Центре подготовки космонавтов длилось всего три месяца – для космоса это очень мало, но дедлайн поставили чрезвычайно жесткий. Никто не знал, как оборудование станет работать на орбите – съемочная группа совершила всего два тренировочных полета в невесомости на самолете-лаборатории Ил-76 МДК. Космонавтам Олегу Новицкому (он играет пострадавшего) и Петру Дуброву, которые улетели на МКС в апреле 2021 года на корабле «Союз МС-18», пришлось взять несколько уроков актерского мастерства: им тоже предстояло участвовать в съемках. Согласовывали каждый грамм груза – в итоге на станцию полетела профессиональная камера RED, компактная Sony, три осветительные LED-панели и небольшой медицинский реквизит для «хирургической операции». Никогда и нигде в мире кино не снималось с таким минимализмом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятого октября 2021 года «Союз МС-19» вместе с Климом Шипенко, Юлией Пересильд и командиром экипажа, космонавтом Антоном Шкаплеровым (который тоже снимается в картине) стартовал с космодрома Байконур. С тех пор новостей об американском проекте не слышно. Первую часть гонки мы выиграли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На орбите

Слово «чудо» Алексей Троцюк, рассказывая о фильме, повторяет многократно. Все делали впервые: технологии съемки кино в космосе просто нет. Возникло множество непредвиденных сложностей. Например, корабль не смог провести стыковку в автоматическом режиме, отказала система автоматического сближения. К счастью, Шкаплеров сумел пристыковаться вручную. Если бы ему это не удалось, корабль пошел бы на длинную стыковку, а это минус два дня съемочного времени – треть фильма.

Зачем лететь в космос

«Но зачем лететь в космос, если есть компьютерная графика?» – был мой первый вопрос. «Я тоже сначала так думал, – оживляется Алексей Троцюк. – Но нет. В той же "Гравитации", с которой "Вызов" наверняка будут сравнивать, нет ни одного длинного плана. И там нет волос. Никто никогда не снимал фильм в космосе, поэтому казалось, что все можно нарисовать. Однако графика, позволяющая создать реальное ощущение невесомости, будет стоить дороже экспедиции на МКС. И все равно того, что получилось у нас, компьютерной графикой не добьешься. Когда вы увидите, поймете. К тому же не забываем цивилизационный эффект: мы, люди, снимаем кино в космосе!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Состояние невесомости очень сложно имитировать, – добавляет Клим Шипенко. – Волосы только одно из ограничений. Именно поэтому, например, в фильме "Гравитация" у Сандры Буллок короткая стрижка. И даже там, кстати, по волосам видно, что это не невесомость. Моделирование невесомости, так или иначе, технология подвесов. И она имеет свои ограничения: например, человек не может перевернуться, пролететь через люк – тросы мешают. А четыре человека в кадре – это вообще труба. Потому что каждым актером управляют на веревках еще пятеро. Как им друг с другом разлетаться? Если помните, в фильме "Гравитация" Сандра Буллок по станции летает одна. И это при огромном бюджете в 120 млн долл.».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Волосы в невесомости действительно ведут себя необычно: они разлетаются в разные стороны, находятся в естественном подвешенном состоянии. «Так как в космосе нет ни верха, ни низа, каждый волос направлен туда, куда он растет. Поэтому у Юли, например, в невесомости получился шар на голове, – говорит Шипенко. – Нарисовать такое поведение волос на Земле практически невозможно. А если попытаться, выйдет страшно дорого. Дешевле полететь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свет

Все в космосе нереально. Была идея во время съемки закрывать иллюминаторы и выставлять тремя осветительными приборами студийный свет, и в некоторых случаях так и поступали. «Но я подумал: зачем их закрывать? На Земле это нельзя было отработать – например, посмотреть поведение света при открытом иллюминаторе. Как он движется, в какую сторону поворачивается. А это очень красиво. Очень! И мы снимали при естественном свете, а он меняется каждые 40 минут. Пока свет был идеальным – всего 10 минут, – шла съемка. Потом ждали, когда он вернется опять. Зрители увидят, как прямо в кадре свет меняется и переходит от дня к ночи. Световые переходы можно снять и в студии, но космос предлагает такие интересные решения, которые на Земле просто нереально придумать». Даже закат не такой, как на поверхности планеты: солнце садится, и на лице теплый свет, а когда село – все, свет исчез, осталось слабое отражение от облаков. А сам закат начинает переливаться разными цветами, получается радужный эффект. В американском сегменте есть модуль «Купол» с панорамным остеклением, оттуда открывается невероятный вид во все стороны. Нашу съемочную группу туда пустили, и там тоже сняли красивую сцену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летающая камера

А еще в космосе можно получить настоящий эффект летающей камеры, без всяких тросовых подвесов. «Камера же не стоит на месте, она поворачивается, движение воздуха все равно присутствует благодаря вентиляции. И происходит движение. Я часто этим эффектом пользовался, потому что он создавал интересное ощущение космического дыхания. Или просто слегка отталкивал камеру, давал ей импульс, она немножко крутилась, получался эффект технокрана, который выдвигается и пролетает. Этот навык невозможно тренировать на Земле, потому что там камера имеет вес. А в космосе нет, – вспоминает Клим Шипенко. – В фильме есть сцена, где мы через всю станцию пролетаем, и она вся снята одним кадром. Двигаясь сквозь модули, ты должен непрерывно уворачиваться. У меня на голове был шлем, который спасал от сотрясений, но я постоянно бился и головой, и ногами, и корпусом – весь был в синяках. Я же не вижу, куда лечу: смотрю в камеру. Это сложная хореография. Я лечу, снимаю, в нужный момент сзади пролетает другой космонавт и помогает мне разворачиваться. Потому что я одной рукой камеру фиксирую, а другой – фокус кручу. Особенно трудно давались пролеты в узкие проемы: там надо в струнку вытянуться, чтобы протиснуться, а у меня в руках камера. Но оно того стоило, движение – это круто».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И еще раз: зачем?

Про съемки Клим рассказывает с горящими глазами, но, вспоминая о личных ощущениях, становится немногословным. Как перенес полет? Нормально, сильных перегрузок не было. Да, при посадке перегрузки раза в два больше. Как на американских горках, когда входишь в резкий поворот. В принципе, терпимо. Алексей Троцюк более прямолинеен: «Это подвиг. Они настоящие герои. И сам факт, что они решили такую задачу, многое говорит о пределах человеческих возможностей». «Подвиг» – это еще одно любимое слово Троцюка. И на вопрос, зачем ради съемок было лететь на МКС, он искренне отвечает: «А зачем еще в космос летать, если не снимать там кино?!»