Технологии в искусстве и искусство в технологиях: как художники и инженеры вместе осмысляют достижения прогресса
Это направление активно развивает Laboratoria Art&Science Foundation. Это первая в России платформа междисциплинарного сотрудничества для создания новых произведений искусства. Фонд также проводит международные выставки проектов science-art. Тот факт, что он получил своё постоянное пространство в Новой Третьяковке, свидетельствует о признании технологического искусства полноправным участником культурного ландшафта.
До 27 февраля 2022 года в Западном крыле Новой Третьяковки проходит выставка «New Elements». Она организована при поддержке «Лаборатории Касперского», международной компании, эксперты которой регулярно сотрудничают с современными художниками и принимают участие в создании новых произведений.
Технологии в искусстве
Дарья Пархоменко, основатель Laboratoria Art&Science, куратор выставки «New Elements»:
Еще в 60-х годах художники осмыслили передовые технологии своего времени. Одним из первых и ключевых событий для современного понимания science-art и выстраивания сотрудничества между учеными, инженерами и художниками стал проект Experiments in Art and Technology — E.A.T. В 1960-х годах инженер компании Bell Labs Билли Клювер пригласил авангардных художников, среди которых были Роберт Раушенберг, Джон Кейдж, Дебора Хей, Ивонна Райнер и другие для реализации их самых смелых идей в сотрудничестве с инженерами Bell Labs.
Так появились «9 вечеров» - перформативная программа, где художники представили результаты совместного творчества. Они впервые показали широкой аудитории произведения, в которых были применены такие технологии как электронные модуляторы окружающей среды, сенсоры, допплеровский сонар, камеры ночного видения, а также запрограммированные объекты. Инженерам же подобное сотрудничество, например, позволило открыть соединение фосфора, которое впоследствии стало использоваться в лазерных исследованиях.
Однако этот пример не единственный. В это же время в Советском союзе в Казанском авиационном институте инженером Булатом Галеевым было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», участники которого создавали экспериментальные светомузыкальные установки и инструменты, например, «Кристалл», на котором проходили целые концерты. В своей работе они исследовали связь между светом и музыкой, синестезию, они пытались дать возможность «увидеть звук» зрителю, обращаясь к произведениям авангардных композиторов Скрябина, Булеза, Дебюсси.
Эти исторические примеры послужили фундаментом и для нашего научно-художественного сотворчества сегодня. С 2008 года, когда была основана Laboratoria Art&Science, и мы прошли большой путь. За это время в сторону междисциплинарных практик начали разворачиваться технологические компании, образовательные и научные институты, музеи и даже политики, экономисты. Science-art показал себя как хорошая платформа взаимодействия сообществ.
Идея использования научных и технологических достижений для создания художественного произведения вдохновляет. Но за оригинальным инструментарием стоит куда более глубокая фундаментальная задача — извлечь новые смыслы, посмотреть на работу учёных с необычного ракурса. Важно, чтобы художники вместе с ними обдумывали эти открытия.
Если говорить сейчас о самой популярной технологии в искусстве, — это машинное обучение. Другая сфера, которая очень привлекает художников во всем мире, — экологическая проблематика.
Развитие технологий и их активное внедрение в нашу жизнь провоцирует множество вопросов о будущем, об этических и политических аспектах изменений, о месте человека в мире. Искусство выносит эти вопросы зрителю в нетривиальной форме. Его цель — осмыслять, критиковать, запускать рефлексию о технологиях, провоцировать обсуждение возникающих проблем и противоречий.
Художник, безусловно, должен разбираться в технологиях на определённом уровне. Например, есть авторы, которые используют нейросети, но далеко не все программируют и обучают их сами. Чтобы дать программисту правильно техническое задание, художник должен разбираться в предмете на базовом уровне. Есть и художники, которые сами являются состоявшимися учеными или инженерами, но это скорее редкость. Именно поэтому для science-art так важно сотрудничество разных специалистов из разных сред.
Это уже мировой тренд — работа в коллаборациях: художники взаимодействуют с технологическими компаниями и учёными. Масштабные проекты обычно делаются совместно.
Искусство в технологиях
Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского», технологический эксперт выставки «New Elements»:
Вообще, тема выставки — идея восприятия мира как аналогового компьютера, который постоянно создаёт, накапливает и распространяет информацию — очень созвучна тому, чем занимаются эксперты в современных технологических компаниях. Осознание того, что мир технологий неотделим от живой природы и во многом действует по её законам, позволяет по-новому взглянуть на многие современные процессы и проблемы, в том числе на безопасность данных. Все цифровые следы человека никуда не исчезают даже после его смерти, живут и будут жить довольно долго, никто их не удаляет. Вопрос в том, что не все понимают, где и как они хранятся, могут ли кем-то использоваться. Художественные произведения, поднимающие этот вопрос, помогают на языке искусства объяснить важность этой проблемы и нашей работы в этом направлении.
Готовясь к выставке, мы искали способы наглядно продемонстрировать, что цифровые следы вполне материальны, а поэтому к ним следует относиться с должным вниманием и заботой. Вместе с немецкой художницей Терезой Шуберт мы нашли весьма нетривиальный способ показать эту взаимосвязь. Один из экспонатов — наша совместная аудиовизуальная инсталляцию «ooze», она представляет собой соединение природы и технологической инфраструктуры — леса и серверов. В центре этого слияния находится биореактор с микроводорослями, который контролирует всю объединённую экосистему. Зрители могут взаимодействовать с водорослями при помощи света фонариков собственных смартфонов. Свет помогает водорослям расти и производить больше кислорода, количество которого измеряется датчиками в режиме реального времени. Каждое изменение этих данных, в свою очередь, влияет на звук и изображение. Таким образом, цифровое и природное растворяются друг в друге, а человеческая деятельность оставляет реальные следы в системе, которые можно увидеть и услышать.
Можно сказать, что работа над объектами технологического искусства — отдельный вид исследования. Для людей науки и технологий не менее важно увидеть свою работу под другим углом. Кроме участия в междисциплинарных проектах, ученые также могут самостоятельно экспериментировать с подходами к собственной работе. Так, например, Принстонский университет проводит в своих стенах ежегодный конкурс Art of Science, где молодые учёные представляют свои научные открытия, облекая их в произведения искусства.
Когда мы вместе изучаем конкретный вопрос, каждый из нас получает бесценный опыт, взгляд со стороны. Подобные междисциплинарные исследования показывают нам, что технологии, искусство, наука и природа тесно переплетены и являются логичным продолжением друг друга, работают по очень похожим законам и могут многое дать друг другу. Например, принцип работы грампластинок, которые в своё время служили для нас окном в мир музыки, — это практически калька с годовых колец дерева. С их помощью природа записывает всю информацию о дереве, а биологи в процессе изучения считывают её зачастую с не меньшим удовольствием, чем меломаны впитывают звуки любимых мелодий.
Диалог с миром искусства помогает учёным и инженерам шире посмотреть на собственные достижения, задаться небанальными вопросами и даже почерпнуть свежие идеи. Искусство цифровой эпохи позволяет лучше представить стремительно наступающее будущее и по-новому взглянуть на векторы развития технологий.
Материал подготовлен Лабораторией Касперского
Почему сотрудничество людей искусства и людей науки — взаимовыгодная история? Рассказывают Дарья Пархоменко, основатель и художественный руководитель Laboratoria Art&Science, и Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского».