Кинетические скульптуры Айры Шермана
Представьте себе скульптуру из металла и пластика, способную двигаться благодаря электрическим и пневматическим компонентам, надеваемую на человеческое тело и не причиняющую ему неудобств, наделенную глубоким социальным смыслом, выражаемым с тонким юмором. Для художника Айры Шермана из Денвера это не составляет труда. Айра не только всемирно известный скульптор, но и профессиональный ювелир, преподаватель, основатель и руководитель Ассоциации кузнецов Колорадо и перкуссионист в группе Los Lantzmun. Его работы — это уникальное сочетание инженерного искусства, анатомически выверенного биодизайна, тонкой социальной психологии и ювелирного качества исполнения.
Айра считает «кинетические скульптуры» (так он сам называет свои творения) новым перспективным направлением в искусстве. Желая, чтобы созданный им жанр развивался, художник организовал регулярные лекции, на которых знакомит молодых скульпторов с основами механики, электротехники и пневматики. Наконец, Шерман — еще и великолепный шоумен. Никто не может продемонстрировать «кинетические скульптуры» в действии столь же эффектно, как он сам.
Мастер-сломастер
Айра начал посещать уроки изобразительного искусства в третьем классе — этим родители надеялись отвлечь его от мании разбирать игрушки. «Позвоните моей маме, и она расскажет вам, как я моментально разбирал каждую игрушку, которую мне дарили, — смеется художник. — Она сильно расстраивалась из-за того, что мне было интереснее ломать вещи, чем играть с ними. Я и сейчас продолжаю делать это: теперь разбираю игрушки своих детей». Кроме того, Айра еще с детства соприкасался с миром механики благодаря своему отцу, владельцу компании, производящей металлообрабатывающие станки. Художник никогда не обучался инженерному искусству, но отлично понимает устройство всевозможных механизмов на интуитивном уровне. Зато он получил отличное образование в области биологии, химии и, конечно, искусства.
Шерман зарабатывает на жизнь ювелирным искусством — изготавливает эксклюзивные украшения и предметы церковной утвари. «Первое, что должен сделать художник, — говорит он, — это найти источник средств существования. Только в этом случае искусство исходит от сердца, а не создается на потребу публике». Создавая ювелирные украшения, Шерман бесконечно совершенствует свое мастерство работы с металлом. Практически каждое из его изделий могло бы быть представлено на выставке современного искусства и иметь успех. Ювелирная точность изготовления и внимание к мельчайшим деталям — это то, что придает «кинетическим скульптурам» Айры Шермана особый блеск, позволяет им ассоциироваться с фантастическими технологиями будущего.
Панацея от всех бед
В настоящее время большинство «кинетических скульптур» Шермана объединены двумя тематическими выставками, которые демонстрируются в крупнейших музеях и галереях мира. Первая серия работ, созданная в 1990-х, называется Panaceas to Persistent Problems — «Панацеи от неразрешимых проблем». К примеру, фантастическое устройство под названием Arbitrator призвано настраивать двух субъектов на конструктивный диалог, завершающийся непременным нахождением взаимовыгодного компромисса. Arbitrator фиксирует головы и руки субъектов таким образом, чтобы они постоянно находились друг против друга и смотрели друг другу в глаза. Тянуть время в таком положении невыгодно: песочные часы с фотоэлементом постепенно увеличивают давление на головы участников переговоров, вынуждая их как можно скорее найти правильное решение конфликта. Если за отведенное время компромисс не будет найден, критическое давление пневмоцилиндров на головы субъектов сделает дальнейшие переговоры бессмысленными.
Другой экспонат — Explosion Injection Former — обещает дать возможность обычным обывателям почувствовать себя в шкуре художника. Металлический жилет причудливого вида извергает из расположенных на груди сопел облака пламени, символизирующие творение гения. Пневмоцилиндры, неприятно сжимающие грудь субъекта при каждом «творческом всплеске», дают ему понять, что творчество — это путь переосмысления страданий, а не бесконечная радость от дарованного свыше таланта.
Вторая экспозиция, Impenetrable Devices («Непроницаемые устройства»), объединила гротескные артефакты, призванные противодействовать насилию. Причем насилие в данном случае стоит воспринимать в самом широком смысле, от посягательств на честь и достоинство отдельных граждан до межнациональных и межрасовых конфликтов. На создание этой серии художника вдохновили как средневековые «пояса верности», так и интервью, проведенные им лично с жертвами насилия.
Колодец вдохновения
На вопрос о том, что значит быть художником, Айра Шерман отвечает: «На мой взгляд, главное предназначение художника — придавать новые значения вещам, которые он видит и чувствует, соединяя, сплавляя воедино на первый взгляд несовместимые материалы и идеи. В случае успеха созданное им произведение побуждает людей увидеть что-то новое внутри себя». Айра черпает идеи в реалиях современного общества, в проблемах человеческих отношений, во взаимодействии людей друг с другом. А это значит, что источник вдохновения для него никогда не иссякнет.