5 необычных научно-популярных книг, которые вы могли пропустить. А зря!
«Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе»
Трехрукая Богородица и другие конечности на иконах, святой Иоанн на крылатом коне и всевидящее око — все это можно встретить на главных религиозных изображениях. Сергей Зотов, автор этой и соавтор другой известной книги «Страдающее Средневековье», помогает разобраться со всем, что творится (а как оказалось, творится подчас совершенно невероятное) на иконах. Выясним, как на них могли появиться Ленин, Сталин и другие политические деятели, зачем рисовали иконы на камбале и почему нельзя было обойтись без такого количества расчлененки. Бонусом можно пройти «Лабиринт духовный» и с помощью него выяснить, с каким грехом вам нужно (но это неточно) бороться больше всего.
«От оргазма до бессмертия. Записки драг-дизайнера»
Помимо собственно темы — а это погружение в великую и ужасную фарму — эта книга Григория Никифоровича необычна замечательными, хоть порой и внезапными переходами между научным и популярным. Поначалу забросив нас в бездну теоретической и практической биохимии, автор периодически вытаскивает нас на поверхность, балуя глотками интересных историй, курьезных и не очень случаев из жизни драг-дизайнеров и удивительными аналогиями. Например, объясняет механизм обратной связи через взаимодействие олигархов и спонсируемых ими политиков. Или дает рецепт салата (кстати, вкусный!) «Брадикинин» — по названию пептида — он был создан в честь успешного синтеза его аналога. Но в каждой научно-популярной шутке только доля шутки, а остальное — непростой путь ученого к открытиям, которые влияют на каждого из нас. И это тоже более чем достойно внимания.
«Это точно. Чертова дюжина комиксов о науке и ученых»
Просто комиксами (и даже научно-популярными) никого удивишь, но эта книга не случайно попала в длинный список премии «Просветитель» 2019 года. Это история самых разных научных открытий, написанная в необычном для этого жанре. В роли супергероев, почему-то до сих пор не отмеченных известными кинокомпаниями, — реальные ученые: от исследователей микробиома Атлантиды и транскриптома байкальских раков до создателей дронов нового поколения и ученых, пытающихся найти замену индию. Все исследования — реальные, статьи о них либо уже опубликованы в научных журналах, либо готовятся к публикации.
«Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей»
Книг об эволюции и находках археологов — множество. Но сколько из них описывают наших предков так, как в книгах классиков художественной литературы изображают главных героев. Словно глядя на них взором современника и отмечая не только «визуальные особенности этого вида сапиенсов», но и душевные порывы, чаяния и надежды. Станислав Дробышевский рассказывает, что за ЛЮДИ были эти наши, казалось бы, недалеко ушедшие от обезьян, родственники. А они любили и умели выражать свою любовь, заботились о пожилых и немощных, не прочь были отведать десерт после основного блюда, ценили красоту и создавали ее сами. Конечно, не все истории овеяны романтизмом — а впрочем, где вы видели людей без недостатков? Каждая глава начинается небольшой предысторией, продолжается художественной зарисовкой из жизни наших предков и заканчивается «уликой» — научной версией описываемого события.
«Статистика и котики. Самая дружелюбная книга об анализе данных»
Статистика — вещь довольно упрямая и не всем дается в руки, как и котики, кстати. Однако у Владимира Савельева получается приручить этих двух хищников: книга, вошедшая в длинный список премии «Просветитель» 2017 года, рассказывает об анализе данных на примере котиковой жизни. О корреляционном анализе — через простые котиковые радости, о дисперсионном анализе — через попытки вылечить заболевших котиков. Говорит автор и о том, как манипулируют статистикой, переводя конкретные значения в проценты, меняя масштаб или скрывая данные за другой информацией — более очевидной, но менее значимой. К слову, там не только котики, но и песики со слониками. Ждем актуальных рыбов.
P. S. Премия «Просветитель» вручается за лучшие научно-популярные книги на русском языке. Ежегодно на конкурс присылается более 150 книг, Оргкомитет выбирает 25 работ лонг-листа в двух номинациях «Гуманитарные науки» и «Естественные и точные науки», после чего независимое жюри определяет шорт-лист из 8 книг. Очередной короткий список объявят уже в сентябре!