Deepfake, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители

Применение инновационных технологий в кинопроизводстве стало одной из ключевых тем первого дня международного форума креативных лидеров и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, который 26‒27 апреля прошел в Технопарке Инновационного центра «Сколково». Этому были посвящены дискуссии «На экране возможно всё» и «Один в поле воин: кинематографист новой формации».
Deepfake, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители

В последние годы использование новых технологий в кино воспринимается как тренд, способствующий развитию выразительных средств и формирующий более доступный для зрителя киноязык. С другой стороны, это выглядит проблемой, из-за которой снижаются художественный уровень контента и реалистичность действия: картинка выглядит слишком условной, как в компьютерной игре; также умирает множество традиционных кинопрофессий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых скандальных кейсов использования технологий в производстве видео — рекламный ролик Сбера, в котором с помощью deepfake был воссоздан персонаж знаменитой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский. Это стало возможно благодаря работе компании Deepcake.io, создающей высокотехнологичные deepfake-модели. По словам генерального директора Deepcake.io Марии Чмир, в ближайшее время будет создан видеоконтент, который удивит зрителей гораздо больше, чем Жорж Милославский: «Наша команда генерирует лица и фигуру людей так, что никто не видит отличия от оригинала. Сейчас мы разрабатываем способ создавать контент по фотографии и тексту, то есть стремимся создавать видео без съемок. Автор сможет управлять формированием контента только с помощью текста».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, в кино все начинается с текста, но часто фантазия сценариста противоречит техническим возможностям индустрии. Теперь цифровые технологии способны реализовать киносценарии, которые еще десять лет назад продюсеры отправляли «на полку» из-за сложности производства. Например, технология съемки на виртуальных декорациях позволила снять фильм «Сахаров. Две жизни», сюжет которого основан на жизни, работе и научных прогнозах выдающегося советского ученого Андрея Сахарова. Картина стала самым технологически сложным в производстве российским кинопроектом за последнее десятилетие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер фильма Иван Проскуряков рассказал о нюансах его создания: «Камера двигается, а виртуальная декорация подчиняется движению камеры, из-за чего создается ощущение реальности. Благодаря эффекту параллакса зритель как будто стоит на балконе и смотрит в другой мир, а не в экран проекции. Почему мы не использовали хромакей? Известный режиссер Вернер Херцог говорил, что актер должен почувствовать декорацию, как будто он в ней живет много лет. Наш Сахаров, которого играет актер Алексей Усольцев, знал, где лежит сковородка, откуда взять творог, где скрипит половица, откуда пролетает воздушный трамвай, в какой момент происходит взрыв водородной бомбы. Актер все это видел физически, и его игра была "контактной". На очках, на окнах, в бампере "черного воронка", в стакане воды отражался фон виртуальной декорации. Это выглядит невероятно правдоподобно. С хромакеем такого не добиться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии в кино в ближайшие пять лет будут развиваться в трех направлениях, считает Александр Ураксин, сооснователь компании parodist.ai, создавшей сервис клонирования голоса VeraVoice: «Первое направление — технология speech-to-speech для перевода голоса актеров на другие языки. Например, Том Круз в своих картинах будет говорить своим голосом на разных языках — русском, китайском, благодаря чему не нужен будет перевод и дубляж. Второе — "воскрешение" персонажей в исполнении актеров, которые постарели или умерли. Самым заметным кейсом такой технологии является возвращение Люка Скайуокера в сериале "Мандалорец". Франшиза "Звездных войн" является самой дорогой в мире, поэтому продюсеры воскресят Лею Органу, Хана Соло и других. И наконец —– трансформация кино в интерактивные медиа, позволяющие зрителю пообщаться с персонажем, который будет отвечать на вопросы с помощью искусственного интеллекта».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все вышеназванные направления технологического развития киноиндустрии требуют государственного участия. Министерство культуры РФ готово поддерживать дальнейшее развитие технологий кинопроизводства, но не планирует выделять его в отдельное направление кинематографа. Глава Департамента кинематографии Минкультуры Светлана Максимченко отметила, что ведомство консервативно в этом вопросе: «Для нас важны не технологии, а истории. Как сказал один мой знакомый режиссер, сложно рассказать историю, когда зритель смотрит в одну сторону, а когда во все стороны — еще сложнее. К сожалению, иногда фильмы сделаны ради технологий, а не ради самой истории. Технологии не должны быть самоцелью. Мы будем рады технологиям, но для нас важно, чтобы история дошла до зрителя».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самые актуальные вопросы современной киноиндустрии — к чему приведет технологический прогресс в кино, развитие форматов VR/AR/XR, вертикального кино для смартфонов и формата скринлайф. По мнению режиссера, куратора Open Frame VR Award Георгия Молодцова, выступившего на IPQuorum 2021, новые технологии спасают кино, делают его более зрелищным и коммерчески выгодным. Но самый главный минус использования виртуальной и дополненной реальности при создании видеоконтента — это слабая сюжетная линия: «VR — это больше про эмоции, сторителлинг в VR-фильмах очень страдает. Именно поэтому создатели высокотехнологичного контента больше стараются оказать действие на психологию человека, на органы чувств, но никак не на его художественный вкус».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участники двух сессий сошлись во мнении о том, что новые технологические решения должны повысить зрелищность контента, усилить художественные приемы, способные подарить больше впечатлений зрителю и реализовать самые смелые идеи сценаристов. Но при этом игрокам индустрии не стоит забывать о том, что инновационные решения необходимо использовать в первую очередь для развития кино как искусства, которое подарит людям новые неповторимые эмоции.