Deepfake, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители
В последние годы использование новых технологий в кино воспринимается как тренд, способствующий развитию выразительных средств и формирующий более доступный для зрителя киноязык. С другой стороны, это выглядит проблемой, из-за которой снижаются художественный уровень контента и реалистичность действия: картинка выглядит слишком условной, как в компьютерной игре; также умирает множество традиционных кинопрофессий.
Один из самых скандальных кейсов использования технологий в производстве видео — рекламный ролик Сбера, в котором с помощью deepfake был воссоздан персонаж знаменитой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский. Это стало возможно благодаря работе компании Deepcake.io, создающей высокотехнологичные deepfake-модели. По словам генерального директора Deepcake.io Марии Чмир, в ближайшее время будет создан видеоконтент, который удивит зрителей гораздо больше, чем Жорж Милославский: «Наша команда генерирует лица и фигуру людей так, что никто не видит отличия от оригинала. Сейчас мы разрабатываем способ создавать контент по фотографии и тексту, то есть стремимся создавать видео без съемок. Автор сможет управлять формированием контента только с помощью текста».
Действительно, в кино все начинается с текста, но часто фантазия сценариста противоречит техническим возможностям индустрии. Теперь цифровые технологии способны реализовать киносценарии, которые еще десять лет назад продюсеры отправляли «на полку» из-за сложности производства. Например, технология съемки на виртуальных декорациях позволила снять фильм «Сахаров. Две жизни», сюжет которого основан на жизни, работе и научных прогнозах выдающегося советского ученого Андрея Сахарова. Картина стала самым технологически сложным в производстве российским кинопроектом за последнее десятилетие.
Режиссер фильма Иван Проскуряков рассказал о нюансах его создания: «Камера двигается, а виртуальная декорация подчиняется движению камеры, из-за чего создается ощущение реальности. Благодаря эффекту параллакса зритель как будто стоит на балконе и смотрит в другой мир, а не в экран проекции. Почему мы не использовали хромакей? Известный режиссер Вернер Херцог говорил, что актер должен почувствовать декорацию, как будто он в ней живет много лет. Наш Сахаров, которого играет актер Алексей Усольцев, знал, где лежит сковородка, откуда взять творог, где скрипит половица, откуда пролетает воздушный трамвай, в какой момент происходит взрыв водородной бомбы. Актер все это видел физически, и его игра была "контактной". На очках, на окнах, в бампере "черного воронка", в стакане воды отражался фон виртуальной декорации. Это выглядит невероятно правдоподобно. С хромакеем такого не добиться».
Технологии в кино в ближайшие пять лет будут развиваться в трех направлениях, считает Александр Ураксин, сооснователь компании parodist.ai, создавшей сервис клонирования голоса VeraVoice: «Первое направление — технология speech-to-speech для перевода голоса актеров на другие языки. Например, Том Круз в своих картинах будет говорить своим голосом на разных языках — русском, китайском, благодаря чему не нужен будет перевод и дубляж. Второе — "воскрешение" персонажей в исполнении актеров, которые постарели или умерли. Самым заметным кейсом такой технологии является возвращение Люка Скайуокера в сериале "Мандалорец". Франшиза "Звездных войн" является самой дорогой в мире, поэтому продюсеры воскресят Лею Органу, Хана Соло и других. И наконец —– трансформация кино в интерактивные медиа, позволяющие зрителю пообщаться с персонажем, который будет отвечать на вопросы с помощью искусственного интеллекта».
Все вышеназванные направления технологического развития киноиндустрии требуют государственного участия. Министерство культуры РФ готово поддерживать дальнейшее развитие технологий кинопроизводства, но не планирует выделять его в отдельное направление кинематографа. Глава Департамента кинематографии Минкультуры Светлана Максимченко отметила, что ведомство консервативно в этом вопросе: «Для нас важны не технологии, а истории. Как сказал один мой знакомый режиссер, сложно рассказать историю, когда зритель смотрит в одну сторону, а когда во все стороны — еще сложнее. К сожалению, иногда фильмы сделаны ради технологий, а не ради самой истории. Технологии не должны быть самоцелью. Мы будем рады технологиям, но для нас важно, чтобы история дошла до зрителя».
Самые актуальные вопросы современной киноиндустрии — к чему приведет технологический прогресс в кино, развитие форматов VR/AR/XR, вертикального кино для смартфонов и формата скринлайф. По мнению режиссера, куратора Open Frame VR Award Георгия Молодцова, выступившего на IPQuorum 2021, новые технологии спасают кино, делают его более зрелищным и коммерчески выгодным. Но самый главный минус использования виртуальной и дополненной реальности при создании видеоконтента — это слабая сюжетная линия: «VR — это больше про эмоции, сторителлинг в VR-фильмах очень страдает. Именно поэтому создатели высокотехнологичного контента больше стараются оказать действие на психологию человека, на органы чувств, но никак не на его художественный вкус».
Участники двух сессий сошлись во мнении о том, что новые технологические решения должны повысить зрелищность контента, усилить художественные приемы, способные подарить больше впечатлений зрителю и реализовать самые смелые идеи сценаристов. Но при этом игрокам индустрии не стоит забывать о том, что инновационные решения необходимо использовать в первую очередь для развития кино как искусства, которое подарит людям новые неповторимые эмоции.
Материал подготовлен совместно с коммуникационной площадкой IPQuorum