Вещи из будущего от Икеучи Хирото
На фотографии сверху: вместе с соотечественниками Хирото создает очень масштабные проекты – такие, как этот экзоскелет.
Художник и дизайнер Икеучи Хирото оказался большим фанатом советского конструктивизма, баухауса и... «Кин-дза-дзы». И хотя произведения Икеучи совсем не похожи на вещи из ржавого мира, созданного Георгием Данелией, некоторую преемственность найти можно. Как и жители планеты Плюк, герои Хирото носят на теле артефакты вымышленного будущего – в основном маски, хедсеты и конструкции, о назначении и устройстве которых можно только догадываться.
Кроме «Кин-дза-дзы» Икеучи с теплотой отзывается о научно-фантастическом кино своей юности – «Матрице», «Звездных войнах» и японском фильме Juvenile, который по сюжету напоминает спилберговского «Инопланетянина»: доброжелательное внеземное существо дружит с подростками и делает им разные суперприборы на заказ. Силуэты машин и конструкций из этих фильмов стали началом его фантазии об устройствах завтрашнего дня.
Маски стали популярным форм-фактором в современном искусстве задолго до пандемии. Художниками движет страх перед всевидящими очами камер, подключенных к системам распознавания образов – тех, с помощью которых обещают ловить преступников, но на самом деле все чаще используют для поиска политических активистов и участников протестов. Коронавирус внес свои коррективы, и теперь в тематических подборках все больше устройств, объединяющих защиту от вирусов и от посторонних глаз.
Образ будущего
Художник предлагает публике редкое развлечение – воображать себе будущее, в котором приборы Икеучи могут быть частью чьей-то повседневности. Опыт пандемии подсказывает назначение по крайней мере некоторых из них – может быть, в будущем маски и респираторы с фильтрами, не пропускающими вирусные частицы, станут частью повседневного гардероба землян. Впрочем, Икеучи начал делать маски задолго до того, как их надел весь мир, и тогда его могли больше волновать вопросы чистоты воздуха и необходимости прятать лицо от камер. Икеучи – чистой воды киберпанк, и его видение будущего явно удовлетворяет критерию Дозуа – «высокие технологии, тяжелая жизнь» в непригодной для дыхания атмосфере и под постоянным наблюдением.
Художник рассказал «ПМ», что не печатает части своих хедсетов на 3D-принтерах, не отливает их в специальных формах, вообще не делает их самостоятельно – только заимствует из старых и новых бытовых приборов, игрушек, аудио- и видеотехники. Поэтому его работы так интересно разглядывать: вот сабвуфер, вот материнская плата, вот объектив от зеркальной камеры, а вот контроллер от PlayStation. Эффект неведомой, еще не изобретенной технологии складывается из суммы вполне современных объектов.
Для Икеучи первыми ласточками того самого наступающего будущего стали первые VR-гарнитуры с Bluetooth, которые быстро перекочевали в работы японского художника. Некоторые его хедсеты закрывают не только рот и нос, но и глаза: люди будут проводить значительную часть жизни в виртуальной реальности.
Молчун с Востока
Заниматься различными интерпретациями можно сколько угодно, и никто не подтвердит и не опровергнет ваших догадок. Уж точно не сам Икеучи. Он большой фанат анонимности, фотографий художника и сведений о нем в русско- и англоязычном интернете нет совсем, да и на японском поисковик выдает меньше информации, чем «TechInsider» удалось получить в сдержанном письме с ответами на наши вопросы. Может быть, дело в характере Икеучи, может, сказался языковой барьер – на вопрос о том, для какого мира предназначены его вещи, Икеучи не ответил ничего, кроме того, что сам бы он их носить не стал.
Вот то немногое, что нам удалось о нем узнать. Икеучи родился и вырос в пригороде Токио, там же окончил школу и поступил в университет – изучать информационный дизайн. Его выпускную работу заметил куратор токийской галереи, и так началась карьера художника. Сейчас Икеучи выставляется у себя на родине, изредка попадает на обложки научно-популярных изданий (кажется, первым его заметил итальянский WIRED), собирает лайки в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и продает свои предметы через интернет-магазин. По всей видимости, все или почти все, что делает Икеучи, изготавливается на продажу – и пользуется спросом.
Последнее совсем не удивительно: Япония – родина косплея, японцы обожают наряжаться роботами, киборгами и прочими гостями из будущего. Праздник Хеллоуин, в большей части неанглоязычного мира не отмечаемый, в Японии превращается в безумный карнавал. Где, как не здесь, найтись покупателю на сложносочиненные футуристичные головные уборы. Они мелькают на головах японских блогеров, их снимают в рекламе; посетители выставок, в которых участвует Икеучи, редко проходят мимо, не сфотографировавшись в чем-то из его вещей. Сам художник этому очень рад: «Каждый, кто покупает или примеряет мои вещи, использует их в своем образе, дает им свое прочтение. Я и сам бы так поступал с ними».
А еще будущее Икеучи совсем близкое, оно отчасти уже здесь. В одном из редких интервью Икеучи повторяет за Гибсоном: «Будущее уже наступило, просто не везде». Поэтому в работах японского киберпанка нет деталей, придуманных с нуля.