5 лучших романов Рэя Бредбери: 100 лет легенде фантастики
Пожалуй, нет в фантастике имени более громкого, чем Рэй Брэдбери. И хотя о точной жанровой принадлежности его книг можно говорить долго, множество людей по всему миру могут сказать, что любовь к фантастике у них началась с книг Брэдбери. Сам он считал то, что пишет — даже о Марсе — скорее фэнтези. Кому-то привычнее называть его сказочником.
Брэдбери показал невероятную глубину, которую способна придать литературе фантазия. Метафора, вымышленная реальность, создает идеальное пространство для выражения самых смелых идей. Или самых простых и вечных. В первую очередь все книги Брэдбери о внутреннем мире людей. О том, как они боятся смерти и ценят жизнь, как легко их сердца могут сдаться тьме, но как раз разом во мраке удается отыскать надежду. Сочетание горечи с оптимизмом в работах классика неповторимое в своем изяществе.
Творчество Брэдбери способствовало популяризации фантастики и фэнтези. Читая про полеты в космос или дьявольские карнавалы, люди видели в первую очередь себя, эти истории рождали в них неподдельные глубокие чувства. И жанр расцвел. Вместе с идеями о вечных ценностях, о красоте жизни и новых горизонтах.
22 августа ему исполнилось бы 100 лет. Целый век Рэя Брэдбери. В честь этой даты рассказываем о произведениях классика, на которые стоит обратить внимание всем ценителям не только фантастики, но и литературы.
«Марсианские хроники»
«Марсианские хроники» — это скорее летопись, нежели роман. Он и должен был быть сборником отдельных рассказов, объединенных темой Марса. Но в те годы рассказы публику интересовали мало и, последовав совету одного из редакторов, Брэдбери адаптировал свое произведение под вкусы читателей. Так появилась на свет книга, которая принесла писателю настоящую, оглушительную известность. Воплотились в жизнь детские мечты и фантазии, ведь историями о красной планете Рэй грезил с юных лет.
Здесь встречаются сюжеты о войне, ксенофобии и колонизации с мотивами потери и обретения дома. В «Марсианские хроники» переносятся все ошибки, страхи и надежды, терзающие общество (американское в первую очередь) в начале 50-х годов прошлого века. Поэтому сюжет не обходится без Третьей Мировой Войны, пусть она и будет развязана вдалеке от основного места действий. Совершенно новые, «стерильные» условия Марса показывают свойства человеческой натуры с кристальной ясностью. Под основные мотивы подстраивается и сама планета, представая перед читателем в разных ипостасях: то гостеприимной, то враждебной...
«451 градус по Фаренгейту»
Книга, знаковая не только для Брэдбери, но и для всего жанра антиутопий. Мир, оторванный от вечного наследия мирового искусства, где людей буквально учат не думать, не разговаривать, а только потреблять развлекательный контент. Где над всеми навис страх войны и смерти, от которого человечество пытается отгородиться всеми силами, просто заткнув себе уши и закрыв глаза. Такая глубокая и сложная идея, выраженная в простом образе: тоталитарное общество, где все книги подлежат сожжению. Само название книги — это температура горения бумаги.
Читателей ждет история Гая Монтэга, пожарного, одного из тех, кто сжигает запретные книги. Вместе с ним мы проходим все этапы разочарования в текущей системе, от первых робких сомнений до превращения в изгоя и объекта охоты. Гай обнаруживает в книгах радость и успокоение, которого ему отчаянно не хватает, а в людях, которые хранят книги, он обнаруживает душевную близость, к которой прочие, кажется, уже не способны. Этот сюжет не стареет вот уже многие годы, играя все новыми и новыми красками, яркими, как переливы пламени. Иронично, но книга о такой душераздирающей метафоре цензуры этой же самой цензуре подвергалась с самого момента выхода. Кстати, именно ее Брэдбери считал наиболее «научно-фантастическим» произведением из написанных им.
«Вино из одуванчиков»
«Вино из одуванчиков» стоит немного особняком на фоне остального творчества Рэя Брэдбери. Здесь нет надвигающейся беды, немного укора или рефлексии об ошибках человечества. Это пойманная в сачок слов бабочка детства: беззаботная, но готовая ускользнуть сквозь пальцы. Это очень личное, отчасти автобиографическое произведение. Поэтичное, рассказывающее несколько маленьких историй: простых, жизненных и волшебных.
Дуглас Сполдинг (кстати, Дуглас — второе имя Брэдбери, а Сполдинг — девичья фамилия его матери) с младшим братом Томом окунается с головой в лето: время чудес и приключений. С детской непосредственностью он размышляет о жизни и смерти, о быстротечности времени и вечности. Городок Грин Таун, обласканный Солнцем, представляет собой утопичное место, будто потерянное для остальной истории и всей той тьмы, которой писатель умел бесстрашно посмотреть в глаза. Как насекомое в янтаре, он спасен от всех бед, пока детство еще не прошло.
«Голливудская трилогия»
Голливудскую трилогию разумнее всего отнести к жанру мистического реализма. Это детектив: мрачный, ироничный и очень, очень кинематографичный. Книги буквально пронизаны атмосферой старого Голливуда — общей богемности и отчаяния тех, кто остается за бортом, так и не сумев завоевать славу. Здесь правда и искренность — редкие подарки. Брэдбери, достаточно активно вовлеченный в жизнь американского телевидения, оставил на страницах множество отсылок к классике кино, а у многих героев трилогии есть реальные прототипы.
Открывает трилогию книга «Смерть — дело одинокое». Там мы знакомимся с нашим главным героем и рассказчиком, неудачливым писателем, у которого есть одна фантастическая особенность: его имя останется неназванным на протяжении всех трех книг. В гнетущей обстановке дождливого города, он случайно находит в канале труп неизвестного мужчины и, будучи под впечатлением, убеждает следователя Элмо Крамли, что это не случайное убийство. Так начинается путь, на котором главный герой становится востребованным сценаристом, а Крамли еще придется помогать ему в других загадочных делах. Например, понять, является ли стареющая дива Констанции Раттиган серийным убийцей или жертвой («Давайте все убьем Констанцию»)? Романы щедро приправлены атмосферой нуарного кино, а иногда и готикой («Кладбище для безумцев», где действие то и дело приходит к декорации собора Нотр-Дам).
«Золотые яблоки солнца»
На счету у Брэдбери несколько сборников рассказов. Примеры «Марсианских хроник» и «Вина из одуванчиков» показывают, что писатель тяготел к малой форме, даже когда в итоге сюжет складывался в полноценный роман. Но именно «Золотые яблоки солнца» примечательны в своей многогранности. Это — самый разный Брэдбери, которого вы сможете найти под одной обложкой. Здесь реальность туго сплетается со сказками, уходя от научной фантастики, которую все пытались искать в его произведениях, дальше и дальше. Хотя обойтись совсем без нее не вышло.
Самым значимым рассказом всего сборника можно назвать именно научно-фантастическую история «И грянул гром». Вы наверняка слышали про эффект бабочки. Эта бабочка — со страниц Брэдбери. История Экельса, который отправился на сафари в мезозойскую эру, тщательно описывает все предосторожности, которые придумали организаторы этой необычной охоты. Стрелять можно только в тех динозавров, что обречены на смерть, пули извлекаются перед возвращением в будущее, любой неверный шаг может нарушить ход истории... И, разумеется, рано или поздно этот неверный шаг будет сделан.