5 лучших фантастических книг о вирусах и эпидемиях
Распространение коронавируса по всему миру вызвало всплеск интереса к книгам про эпидемии и вирусы в жанре фантастика. Как оказалось, таких произведений достаточно много, но мы подобрали для вас топ-5 книг про эпидемии, пандемии и вирусы.
Нил Стивенсон — «Лавина»
Нил Стивенсон — один из самых оригинальных и изобретательных авторов современной научной фантастики, среди его произведений есть и фантастика про эпидемии и вирусы. «Лавина» в свое время стала для Стивенсона прорывом — именно эта книга сделал его по-настоящему известным. Книга считается ярким представителем посткиберпанка, которому удалось предвидеть множество технологий, который сегодня уже воплотились в жизнь.
В опубликованном в 1992 году романе описывалось будущее с виртуальной реальностью под названием Метавселенная, которая во многом предвосхитила современные социальные сети. Книга жанра фантастика про вирус «Лавина» вдохновила целую плеяду будущих ученых, разработчиков и бизнесменов, но это отнюдь не единственное ее достоинство.
В центре сюжета этой фантастики про эпидемию — бывший доставщик пиццы Хиро, который некогда стоял у создания Метавселенной. Он возвращается в виртуальный мир, чтобы заработать деньги. Но, навещая старых знакомых, обнаруживает распространение сетевого вируса, который опасен не только внутри системы, но и в реальном мире, и из-за него уже гибнут люди по всему миру.
Пожалуй, из всех фантастов, создававших книги про эпидемии и вирусы в жанре фантастика, Стивенсон придумал одну из самых оригинальных эпидемий. Его нейролингвистический вирус, оказывается связан с древней погибшей культурой и работой человеческого сознания — его природу и исследует в своем романе фантаст, попутно рассказывая увлекательную историю.
Вадим Панов — «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»
«Аркада» описывает будущее, которое одновременно очень похоже на сегодняшнюю реальность и вместе с тем кажется провокационно странным и пугающим. Генно-модифицированные продукты, дополненная реальность, тотальное одурманивание населения, повсеместное использование гаджетов — все эти тенденции хорошо заметны уже сегодня, но что будет с ними через десять лет? Об этом и задумался Вадим Панов, написавший фантастику про вирусы.
Важную роль в сюжете играет ДНК-модифицированный супервирус, созданный в Грузии. Он шокирующе быстро распространяется по всему миру, не имеет аналогов и не поддается никаким вакцинам. Что интереснее, его появление — отнюдь не случайно, и Вадим Панов в своей фантастике про эпидемию демонстрирует, что вирусы вполне могут служить опаснейшим оружием в руках злонамеренных людей.
Эмили Сент-Джон Мандел — «Станция Одиннадцать»
Согласно сюжету «Станции Одиннадцать» — фантастики про эпидемию, в прошлом особый вирус гриппа привел к разрушению современной цивилизации и едва полностью не погубил человечество. Большая часть населения Земли вымерла, и на руинах старого мира пытаются освоиться уцелевшие.
Роман в жанре фантастика про вирусы любопытно обыгрывает тему эпидемии, изображая события как до пандемии, так и после. Сюжет живописно рассказывает, как целые страны и континенты погружались во мрак эпидемии, как редкие счастливчики смогли спастись — например, отгородившись от всего остального мира.
После вымирания 99% человечества вирус сошел на нет, но и выжившим не позавидуешь. Нет электричества, лекарств или запасов хорошего продовольствия. Любая царапина может привести к смерти. Меж тем среди выживших зарождается новый религиозный культ. В центре сюжета фантастики про пандемию оказалась театральная группа, которая спустя двадцать лет после катастрофы старается сохранить остатки прежней культуры. И автор стремится показать, что даже в постапокалиптическом будущем нельзя недооценивать силу искусства.
Джо Харт — «Последняя девушка»
В романе Джо Харта, считающимся фантастикой про вирусы, сам вирус играет не такую большую роль, но только потому, что действие самого романа разворачивается спустя двадцать пять лет после эпидемии, когда мир уже думает не о том, как эпидемию пережить, а о том, как быть дальше.
Харт не особо распространяется о природе вируса или способах его распространения, уделяя предыстории происходящего ровно три страницы в самом начале повествования. За двадцать пять лет до событий этой фантастики про эпидемию и её последствия случился так называемый «кризис женского рода» — по всему миру разом почти перестали рождаться девочки. Немногие родившиеся девочки сразу же становятся объектами исследований и экспериментов здравоохранительных организаций, пытающихся разобраться с происходящим. Но в итоге исследователи даже не смогли определить, был ли вообще вирус, или причины кроются в чем-то другом.
Собственно говоря, причины и не волнуют Харта. Куда больше его интересуют последствия, ведь без женщин человечество обречено на неминуемое вымирание. И Харт в своей фантастике про вирусы пытается найти ответы на вопросы, на что готовы пойти люди, на что готовы пойти власть предержащие, чтобы сохранить и продолжить человеческий род в сложившихся условиях.
А. Дж. Риддл — «Пандемия»
События романа в жанре фантастика про вирусы А. Дж. Риддла «Пандемия» охватывают весь мир, но начинаются в Африке — в Кении вспыхивает эпидемия смертельной болезни, не похожей ни на что, с чем эпидемиологи сталкивались ранее. Антибиотики не берут, смертность почти 100 процентов, шансов на излечение практически нет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем, протекает в крайне тяжелой форме, пациента ждут высокая температура, сильные мигрени и боли в желудке, рвота, понос, делирий, сыпь..
После того как эпидемиологи начинают предпринимать попытки остановить распространение эпидемии, они начинают приходить к выводу, что кто-то вывел вирус в лабораторных условиях и намеренно выпустил на свободу. Автор в этой фантастике про пандемию очень подробно описывает распространение вируса и фокусирует сюжет на борьбе ученых против него.