Вспоминаем хорошие книги: лучшая переводная фантастика последних лет
2019 год подарил поклонникам фантастики много ярких новинок. О некоторых из них мы вместе с нашими друзьями из «Эксмо» уже рассказывали летом. С тех пор увидело свет еще немало примечательных книг, на которые мы рекомендуем обратить внимание поклонникам жанра. Благо на праздниках обязательно найдется время на хорошую книгу.
Марта Уэллс «Отказ всех систем»
Марта Уэллс начинала писательскую карьеру в жанре фэнтези, но по-настоящему оглушительный успех пришел к ней только в последние годы, когда она попробовала себя на ниве фантастики. Она выпустила серию повестей об обаятельном андроиде Киллерботе, который взломал свой модуль контроля и, таким образом, обрел свободу. Правда окружающие, в том числе и люди, на которых он работает в качестве защитника, об этом не подозревают.
Цикл о приключениях Киллербота по формату напоминает телевизионный сериал — он состоит из повестей, каждая из которых обладает законченным сюжетом, а связаны они между собой миром и главным героем. Причем сериал это очень динамичный и насыщенный увлекательными приключениями.
В сборник «Отказ всех систем» вошли две первые повести «Дневников Киллербота». За первую из них писательница получила премии «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус». За вторую — еще по «Хьюго» и «Локусу». Таким успехом цикл обязан в значительной степени образу протагониста. Киллербот не просто получился интересным и обаятельным — особенно близок он по духу любителям фантастики, ведь тоже обожает фильмы и сериалы. Марте Уэллс удалось создать по-настоящему убедительного персонажа, который мыслит и ведет себя иначе, чем человек, и автор очень интересно показывает людей с точки зрения искусственного интеллекта.
Чэнь Цюфань «Мусорный прибой»
Благодаря успехам Лю Цысиня на Западе, в том числе и в России, возник нешуточный интерес к китайской фантастике. И теперь, следом за Цысинем до наших палестин добрался другой примечательный автор из Поднебесной — Чэнь Цюфань. В отличие от создателя «Задачи трех тел», он не старается заглянуть в далекое будущее и космические дали, а показывает мир, отстоящий от современности на считанные годы, и поднимает актуальные вопросы.
Как и намекает название, роман непосредственно связан с мусором. События книги происходят на гигантской футуристической свалке, где перерабатываются технологические отходы. В Китае уже существуют очень похожие огромные помойки, и неподалеку от одной из них вырос Цюфань. И писатель говорит о таких проблемах, как загрязнение окружающей среды и эксплуатация малоимущих, которые и сегодня важны, а в будущем грозят достичь еще больших масштабов.
При этом, подобно признанным мастерам жанра, молодой китайских фантаст органично вплетает серьезные темы в напряженную и захватывающую историю. Ее отправной точкой становится попадание на Кремниевый остров экспериментальной разработки, которая попадает в руки одной из местных рабочих и навсегда меняет ее жизнь. И это становится катализатором для вспышки конфликтов, которые уже давно тлеют на острове — противостояние местных банд, стремящихся прибрать к рукам власть над островом, и борьба рабочих за свои права.
Дэвид Педрейра «Пороховая Луна»
Долгое время Луна была не слишком интересна писателям-фантастам, которые брались писать про освоение космоса. С куда большим интересом авторы отправляли своих героев хотя бы на Марс, то и куда подальше — за пределы Солнечной системы. Однако к таким достижениям человечество движется куда медленнее, чем надеялись классики фантастики, рисовавшие в середине XX века картины стремительной космической экспансии нашей цивилизации. И даже возвращение человека на Луну постоянно откладывается, а потому писатели в последние годы стали обращать больше внимания на спутницу Земли.
Журналист Дэвид Педрейра в своем дебютном романе «Пороховая Луна» постарался изобразить максимально реалистичный сценарий освоения спутника во второй половине XXI века. Это касается не только технологий, которые описывает автор — хотя и в их отношении он старается быть предельно достоверным. Педрейра убедительно обосновывает возобновление космической гонки, экономические причины, которые могут заставить человечество активно колонизировать Луну, и потенциальные последствия борьбы за нее для крупнейших мировых держав.
На этом фоне разворачивается захватывающая детективная история о первом убийстве в космосе. Оно может стать искрой, которая приведет к первой настоящей войне. Главным героем романа выступает бывший морской пехотинец, который надеялся, отправившись на Луну забыть о смерти и убийствах, но вместо этого ему приходится расследовать гибель своего подчиненного, чтобы попытаться предотвратить разгорающийся конфликт.
Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»
Фантастика не всегда показывает нам, что может ждать нас в будущем. Порой авторы предлагают нам отправиться в необычайные миры. Джаспер Ффорде — признанный мастер создавать именно такие, что он убедительно продемонстрировал и в своем свежем романе, «Ранняя пташка».
Книга рассказывает об альтернативной реальности, в которой Ледниковый период продолжается до наших дней. Человечество приспособилось к суровым условиям и на зиму впадает в спячку, и вокруг этой идеи Ффорде выстраивает всю свою цивилизацию. Например, наука озабочена повышением шансов на выживание людей во время спячки, а на несколько зимних месяцев экономическая и политическая жизнь по сути замирает. Но Ффорде не просто создал проработанные и самобытные фантастические декорации, на фоне которых разворачивается лихо закрученная приключенческая история с детективной интригой, заговорами и снами, оказывающимися чем-то большим, чем просто ночные грезы.
Ффорде по праву пользуется репутацией достойного последователя Терри Пратчетта и Дугласа Адамса. Он насыщает свой роман острой сатирой, ироничными диалогами, пронизанными английским юмором и изящными культурными аллюзиями. Рассказывая фантастическую историю, Ффорде попутно затрагивает проблемы и вопросы актуальные для нашего мира. «Ранняя пташка» непременно придется по вкусу тем, кто ищет необычную фантастику, любит постмодернизм и ценит в книгах смелый полет фантазии и многослойность.
Таде Томпсон «Роузуотер»
«Роузуотер» Таде Томпсона — представитель популярной в последнее время «этнической фантастики», в которой фантастические элементы перемешиваются с культурой, отличной от западно-европейской. В прозе Томпсона традиции нигерийской литературы сочетаются с фантастическими элементами в духе «Нейроманта» Уильяма Гибсона и «Района номер девять» Нила Бломкампа.
Основные события романа разворачиваются в 2066 году в Нигерии в городе Роузуотер, выросшем вокруг огромного инопланетного объекта, окруженного непроходимым для человеческих технологий куполом. Ученые, военные и искатели приключений мечтают проникнуть внутрь, но побывавших внутри купола счастливчиков (каждый из которых получил сверхчеловеческие способности) можно пересчитать по пальцам, и с каждым днем пальцев понадобится все меньше, ведь все они начинают погибать при загадочных обстоятельствах. Главный герой книги, Кааро, один из подобных людей, он выполняет «грязную работу» для правительства, и теперь обязан отыскать таинственного убийцу прежде, чем убийца настигнет его.
«Роузуотер» подкупает чарующей и да, экзотической для нашего читателя атмосферой, убедительным и продуманным главным героем и действительно оригинальным и захватывавшим сюжетом.
Ричард Морган «Рыночные силы»
Книги Ричарда Моргана издаются в России уже полтора десятка лет, но настоящий интерес к ним возник лишь после выхода первого сезона телесериала «Видоизмененный углерод». На волне успеха к сериалу начали активно издаваться на русском и другие книги автора.
«Рыночные силы» — один из немногих внецикловых романов в творчестве Моргана. Идейно он настолько перекликается с «Видоизмененным углеродом», что в ряде интервью автор даже допустил, что действие «Рыночных сил» разворачивается в том же мире, но на несколько столетий раньше.
В мире «Рыночных сил» транснациональные корпорации занимаются спонсированием международных конфликтов в менее развитых странах, деловые вопросы разрешаются автомобильными дуэлями на пустых шоссе, а Лондон превратился в настоящий ад. И Крис Фолкнер, главный герой книги, готов на все, чтобы выбраться из этого ада. Даже если для этого понадобится убивать людей и разжигать новые вооружённые конфликты.
«Рыночные силы» — роман очень жесткий, брутальный и провокационный, но в то же время кинематографичный, с харизматичными персонажами, запоминающимися диалогами, взрывным экшеном и продуманной экономической составляющей.
Йен Макдональд «Дорога запустения»
На счету британского фантаста Йена Макдональда уже два десятка романов, но на русский язык переведена в лучшем случае половина, причем все как один — из более позднего творчества. И вот на русском впервые выходит дебютный роман «Дорога запустения», и он совершенно не похож на «Бразилию», «Дом дервиша» или «Новую луну».
«Дорога запустения» — это безумный коктейль из «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Книги нового солнца» Джина Вульфа, «По собственным следам» Роберта Хайнлайна, «О скитаньях вечных и о Земле» Рэя Бредбери и «Маленького, большого» Джона Краули. На страницах романа твердая научная фантастика перемешивается с магическим реализмом, лирика с сатирой, наука с мифами и магией, а мощный финал аккуратно закольцовывает повествование воедино.
Роман состоит из коротких главок-миниатюр, делящихся на три части. Первая рассказывает о том, как в отдаленной марсианской пустыне возник город под названием «Дорога запустения». Во второй части жители поселения оказываются по разные стороны баррикад, а в третьей в город приходит гражданская война, грозящая смести поселение с лица Марса.
При всех прочих главным достоинством романа остается элегантный, поэтический язык со множеством неологизмов, словесных игр, необычных сравнений и аллитераций. И хотя количество действующих лиц превышает все мыслимые пределы, автору удается сохранить темп, удержать баланс и подвести повествование к удивительно красивому финалу.