Уникальные скульптуры «притворяются» двигателями внутреннего сгорания

Глядя на работы южнокорейских скульпторов Ю-джу и Лим Хи Ен, трудно разобраться, на что смотришь: то ли на авиационный двигатель, то ли на причудливую абстрактную композицию в стиле стимпанк. Сами авторы говорят, что это искусство ради искусства, кусочек сказки в нашем мире, но кто им поверит!
Уникальные скульптуры «притворяются» двигателями внутреннего сгорания

Первым делом нужно придумать бренд. Бренд проще продавать, проще рекламировать и проще запоминать. Поэтому корейская пара везде называется u_joo+limheeyoung — прямо так, в одно слово, с нижним подчеркиванием и плюсом. Забыть практически невозможно. При этом почерк скульпторов определяется за милю: они активно эксплуатируют диковатое смешение стилей. На первый взгляд их работы — это механика, поршни, огромные шестерни; казалось бы, техническая направленность очевидна. И вместе с тем — мрачные сосуды с жидкостью, напоминающей кровь, серебристые изогнутые то ли рога, то ли паучьи лапы. Все это собрано в изящные, тонкие и жутковатые механизмы, сделанные с поистине ювелирной точностью. Добро пожаловать в мир оживших фантазий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обыкновенное чудо

Совместный путь Ю-джу и Лим Хи Ен к вершинам неизведанного и воплощению фантазий в реальность начался банально: они вместе учились на художественном отделении сеульского университета Чунан. По окончании ребята сделали несколько совместных проектов, а дальше их история стала напоминать классическую сказку, в конце которой дракон умирает, убитый копьем, а царевна идет под венец. Проще говоря, они поженились, и свадьба стала началом, за которым последовали победы на разнообразных конкурсах, постоянные выставки и известность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На традиционный вопрос «Как вы работаете вдвоем?» последовал не менее традиционный ответ: после первого совместного проекта, созданного еще в университетские времена, скульпторы очень много времени проводили вместе и притерлись друг к другу не только как муж и жена, но и как соавторы. Когда-то они спорили до хрипоты из-за разных подходов к работе и даже ругались на этой почве. Теперь же, если не хватает взаимопонимания, они занимаются личными проектами, ожидая совместного вдохновения, которое обязательно приходит. Ради хорошего дела все разногласия забываются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Механика сказки

Будучи частями творческого целого, Ю-джу и Лим Хи Ен оставляют друг другу свободу воли. Лим, к примеру, не называет себя кинетическим скульптором, считая это не самой значительной частью своей работы. Кинетика в этой истории пришла со стороны Ю-джу. Хотя оба соавтора начинали с рисунка, именно Ю-джу впервые почувствовал огромную разницу между статикой и подвижными работами. В последних появлялась дополнительная, новая реальность — поэтому скульпторы решили заставить придуманные объекты двигаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из самых запоминающихся работ пары называется «Башня любви» — сложная конструкция из подъемных кранов-поршней, в строгом порядке опускающихся в запаянные цилиндры, наполненные красной жидкостью. Визуально это, бесспорно, двигатель — рядный, шестицилиндровый, асимметричный. Филигранность исполнения и почти бесшумная работа заставляют вспомнить классические Rolls-Royce начала XX века, устанавливавшиеся на легендарные «Серебряные призраки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но двигатель производства Ю-джу и Лим Хи Ен служит совсем для других целей. Пояснение к скульптуре гласит: «Машина для увеличения и укрепления любви». Ее поршни качают жидкость, напоминающую кровь, это, очевидно, метафора сердца, и цилиндры играют роль клапанов, что само по себе является игрой со зрителем: двигатель — сердце машины. Но что будет, если машина остановится? Вместе со скульпторами мы движемся от сложного механического — к сложному метафизическому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самые странные и отталкивающие машины, утверждают корейские скульпторы, предназначены для того, чтобы вытягивать из людей тьму и дарить им радость.

Драконы и цилиндры

У искусных скульптур Ю и Лим есть вполне определенная цель: запечатлеть в нашем мире элементы мира фантазийного, придуманного. Но при этом технические аналогии продолжают бросаться в глаза. Например, при взгляде на скульптуру «Красивый двигатель» (или «Машина, стимулирующая фантазию») снова возникает мысль о Rolls-Royce — только теперь уже об авиационном V-образном монстре Merlin 1933 года, который сам по себе отдельное произведение искусства. Ассоциациям не мешают даже драконы и другие фэнтезийные элементы конструкции — в конце концов авиационные «движки» Rolls-Royce неспроста носят названия различных хищных птиц. А значит, без доли остроумной фантазии не обошлось и у британских конструкторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно остановиться и на мелких деталях механизма. Например, заслонка на боку скульптуры стилизована под жабры; она постоянно открывается и закрывается, как будто двигатель дышит. Работу зрительского воображения это стимулирует сразу на нескольких уровнях. Возможно, реальный двигатель из вселенной Ю-джу и Лим Хи Ен (которую они сами называют «Розовой дорогой») выглядел и работал бы именно так, на драконьем дыхании и самой малости какого-нибудь невероятного топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При всей пластичности образов скульптуры Ю-джу и Лим Хи Ен определяются четкой структурой и заданным вектором движения в пространстве и времени. В какой-то мере это говорит о том, что Ю-джу и Лим Хи Ен не пытаются сбежать от реальности, а хотят показать нам еще одну сторону мира, существующую параллельно с нашей, приблизить нас к нашему же воображению, опираясь на осязаемые аналогии.

Двигатели интерьера
widget-interest

Идея стилизовать скульптуры под двигатели внутреннего сгорания не нова. Однако процесс работает в обе стороны: детали настоящих двигателей много лет используются для создания разнообразных художественных композиций и элементов интерьера. Например, на сайте Pinterest целый раздел посвящен идеям декора при помощи частей автомобильных двигателей. Из них можно сделать что угодно — флюгеры, вазы, картины, даже шахматные фигуры! Или другой пример — американский дизайнер Николас Юст. Поработав инженером на авиационном заводе, ныне он зарабатывает созданием интерьерных скульптур из частей авиационных двигателей. Определенная машинная грубость в сочетании с изяществом деталей пользуется невероятной популярностью: небольшая скульптура продается за $8−9 тысяч.

Вызывающая дождь

В жизни Ю-джу и Лим Хи Ен — как, видимо, в жизни любого творческого человека — порой происходят вещи, которые можно объяснить простым совпадением, а можно найти в них при желании и толику потустороннего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Речь идет о стилизованных оленьих рогах (или паучьих лапах?) — скульптуре «Машина, пожирающая тьму». Лапы движутся, как и цилиндры фантастических двигателей, в строгом порядке, смыкаясь и размыкаясь, открывая и закрывая ряд ламп, спрятанных в сердцевине конструкции. Захватывает дух, действительно — элемент фантазии в нашем повседневном и скучном мире. Скульпторы говорят, что машина заклинает тьму, производя своими лапами равномерные пассы. В день, когда ее перевозили на первую выставку, дождь лил такой, что у Ю-джу и Лим Хи Ен затопило полстудии, как если бы машина была недовольна сменой места проживания. С тех пор история с дождем повторяется при каждой новой инсталляции. Чем не повод найти необъяснимое в обыденном?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светлая сторона

Впрочем, не все сказки, рассказанные супружеской парой из Южной Кореи, столь же пафосны и мрачны. Сами они — жизнерадостные энтузиасты; их студия большая и светлая, в ней куча разнообразных деталей, металла, поршней, заготовок и стекла. Ю-джу вдохновляется творчеством Pink Floyd, его жена любит Фернандо Ботеро, Studio Job и Артура Гэнсона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хоть каждый и волен интерпретировать работы Ю-джу и Лим Хи Ен по-своему, искусствовед сразу подметит один общий и довольно интересный эффект, своеобразную антитезу стимпанку. Это мир двигателей против мира фантазии: изящность, выточенность, некоторая вычурность контрастируют с массивным и фундаментальным миром шестерней и поршней. Даже наличие общих деталей подчеркивает разницу — то есть это не альтернативная стим-история, а измерение, сосуществующее с нашим. И в это измерение очень хочется заглянуть. Там точно есть на что посмотреть.