Уникальные скульптуры «притворяются» двигателями внутреннего сгорания
Первым делом нужно придумать бренд. Бренд проще продавать, проще рекламировать и проще запоминать. Поэтому корейская пара везде называется u_joo+limheeyoung — прямо так, в одно слово, с нижним подчеркиванием и плюсом. Забыть практически невозможно. При этом почерк скульпторов определяется за милю: они активно эксплуатируют диковатое смешение стилей. На первый взгляд их работы — это механика, поршни, огромные шестерни; казалось бы, техническая направленность очевидна. И вместе с тем — мрачные сосуды с жидкостью, напоминающей кровь, серебристые изогнутые то ли рога, то ли паучьи лапы. Все это собрано в изящные, тонкие и жутковатые механизмы, сделанные с поистине ювелирной точностью. Добро пожаловать в мир оживших фантазий.
Обыкновенное чудо
Совместный путь Ю-джу и Лим Хи Ен к вершинам неизведанного и воплощению фантазий в реальность начался банально: они вместе учились на художественном отделении сеульского университета Чунан. По окончании ребята сделали несколько совместных проектов, а дальше их история стала напоминать классическую сказку, в конце которой дракон умирает, убитый копьем, а царевна идет под венец. Проще говоря, они поженились, и свадьба стала началом, за которым последовали победы на разнообразных конкурсах, постоянные выставки и известность.
На традиционный вопрос «Как вы работаете вдвоем?» последовал не менее традиционный ответ: после первого совместного проекта, созданного еще в университетские времена, скульпторы очень много времени проводили вместе и притерлись друг к другу не только как муж и жена, но и как соавторы. Когда-то они спорили до хрипоты из-за разных подходов к работе и даже ругались на этой почве. Теперь же, если не хватает взаимопонимания, они занимаются личными проектами, ожидая совместного вдохновения, которое обязательно приходит. Ради хорошего дела все разногласия забываются.
Механика сказки
Будучи частями творческого целого, Ю-джу и Лим Хи Ен оставляют друг другу свободу воли. Лим, к примеру, не называет себя кинетическим скульптором, считая это не самой значительной частью своей работы. Кинетика в этой истории пришла со стороны Ю-джу. Хотя оба соавтора начинали с рисунка, именно Ю-джу впервые почувствовал огромную разницу между статикой и подвижными работами. В последних появлялась дополнительная, новая реальность — поэтому скульпторы решили заставить придуманные объекты двигаться.
Одна из самых запоминающихся работ пары называется «Башня любви» — сложная конструкция из подъемных кранов-поршней, в строгом порядке опускающихся в запаянные цилиндры, наполненные красной жидкостью. Визуально это, бесспорно, двигатель — рядный, шестицилиндровый, асимметричный. Филигранность исполнения и почти бесшумная работа заставляют вспомнить классические Rolls-Royce начала XX века, устанавливавшиеся на легендарные «Серебряные призраки».
Но двигатель производства Ю-джу и Лим Хи Ен служит совсем для других целей. Пояснение к скульптуре гласит: «Машина для увеличения и укрепления любви». Ее поршни качают жидкость, напоминающую кровь, это, очевидно, метафора сердца, и цилиндры играют роль клапанов, что само по себе является игрой со зрителем: двигатель — сердце машины. Но что будет, если машина остановится? Вместе со скульпторами мы движемся от сложного механического — к сложному метафизическому.
Драконы и цилиндры
У искусных скульптур Ю и Лим есть вполне определенная цель: запечатлеть в нашем мире элементы мира фантазийного, придуманного. Но при этом технические аналогии продолжают бросаться в глаза. Например, при взгляде на скульптуру «Красивый двигатель» (или «Машина, стимулирующая фантазию») снова возникает мысль о Rolls-Royce — только теперь уже об авиационном V-образном монстре Merlin 1933 года, который сам по себе отдельное произведение искусства. Ассоциациям не мешают даже драконы и другие фэнтезийные элементы конструкции — в конце концов авиационные «движки» Rolls-Royce неспроста носят названия различных хищных птиц. А значит, без доли остроумной фантазии не обошлось и у британских конструкторов.
Можно остановиться и на мелких деталях механизма. Например, заслонка на боку скульптуры стилизована под жабры; она постоянно открывается и закрывается, как будто двигатель дышит. Работу зрительского воображения это стимулирует сразу на нескольких уровнях. Возможно, реальный двигатель из вселенной Ю-джу и Лим Хи Ен (которую они сами называют «Розовой дорогой») выглядел и работал бы именно так, на драконьем дыхании и самой малости какого-нибудь невероятного топлива.
При всей пластичности образов скульптуры Ю-джу и Лим Хи Ен определяются четкой структурой и заданным вектором движения в пространстве и времени. В какой-то мере это говорит о том, что Ю-джу и Лим Хи Ен не пытаются сбежать от реальности, а хотят показать нам еще одну сторону мира, существующую параллельно с нашей, приблизить нас к нашему же воображению, опираясь на осязаемые аналогии.
Вызывающая дождь
В жизни Ю-джу и Лим Хи Ен — как, видимо, в жизни любого творческого человека — порой происходят вещи, которые можно объяснить простым совпадением, а можно найти в них при желании и толику потустороннего.
Речь идет о стилизованных оленьих рогах (или паучьих лапах?) — скульптуре «Машина, пожирающая тьму». Лапы движутся, как и цилиндры фантастических двигателей, в строгом порядке, смыкаясь и размыкаясь, открывая и закрывая ряд ламп, спрятанных в сердцевине конструкции. Захватывает дух, действительно — элемент фантазии в нашем повседневном и скучном мире. Скульпторы говорят, что машина заклинает тьму, производя своими лапами равномерные пассы. В день, когда ее перевозили на первую выставку, дождь лил такой, что у Ю-джу и Лим Хи Ен затопило полстудии, как если бы машина была недовольна сменой места проживания. С тех пор история с дождем повторяется при каждой новой инсталляции. Чем не повод найти необъяснимое в обыденном?
Светлая сторона
Впрочем, не все сказки, рассказанные супружеской парой из Южной Кореи, столь же пафосны и мрачны. Сами они — жизнерадостные энтузиасты; их студия большая и светлая, в ней куча разнообразных деталей, металла, поршней, заготовок и стекла. Ю-джу вдохновляется творчеством Pink Floyd, его жена любит Фернандо Ботеро, Studio Job и Артура Гэнсона.
Хоть каждый и волен интерпретировать работы Ю-джу и Лим Хи Ен по-своему, искусствовед сразу подметит один общий и довольно интересный эффект, своеобразную антитезу стимпанку. Это мир двигателей против мира фантазии: изящность, выточенность, некоторая вычурность контрастируют с массивным и фундаментальным миром шестерней и поршней. Даже наличие общих деталей подчеркивает разницу — то есть это не альтернативная стим-история, а измерение, сосуществующее с нашим. И в это измерение очень хочется заглянуть. Там точно есть на что посмотреть.