Поле из механического тростника: работы Джона Пауэрса
Золотистые нивы появились в творчестве скульптора вполне ожидаемо. Джон Дуглас Пауэрс родился во Франкфорте, штат Индиана, где подобные пейзажи встречаются повсеместно, а затем перебрался вместе с родителями в Теннесси — штат, славящийся красотой своей природы. Американцы как нация редко привязываются к месту, регулярно переезжая на протяжении жизни из одного конца страны в другой, Теннесси же известен оседлостью населения — многие из жителей штата ведут свой род с XVIII века. Так и Пауэрс, раз переехав, навсегда остался среди теннессийских красот. Окончив школу, он поступил в знаменитый Университет Вандербильта (Нэшвилл), где получил степень бакалавра по истории искусства. Здесь же он заработал своими скульптурами первые награды и гранты, здесь же с головой окунулся в творчество, регулярно принимая участие в выставках и конкурсах. Гораздо позже — семь лет спустя — Пауэрс получил степень магистра изящных искусств в области скульптуры в Университете штата Джорджия. И снова вернулся в Теннесси.
Поля, поля...
Во многих работах Джона Пауэрса явно просматривается влияние на автора живой природы. Например, в инсталляции «Тростниковое поле» (Field of Reeds, 2008) использовано несколько сотен деревянных прутьев, стоящих вертикально. Каждый ряд крепится к двум деревянным рейкам: верхняя — статичная, а нижняя — подвижная, связанная шарнирами с приводным стержнем. При этом крепления на стержне расположены по спирали, поэтому он своим видом немного напоминает винтовую лестницу. Как только электродвигатель начинает вращать стержень, нижние рейки поднимаются или опускаются, и прутья начинают плавно покачиваться — создается эффект, будто их колышет ветер. Выглядит это очень реалистично — будто настоящая волна идет по настоящему тростниковому полю.
Впрочем, природа без открытого неба кажется неполноценной. Поэтому «полевая» идея через три года была Пауэрсом немного переосмыслена и доработана, но уже в рамках новой инсталляции Ialu («Иалу», 2011), где сразу два «тростниковых поля» двигались на фоне видеоряда из облаков. Странное название объясняется просто: это слово египетского происхождения, обозначающее «поле снов». Надо сказать, что Пауэрс подает свои работы не как отдельные «гаджеты», а как части сложных механических перформансов — различные части инсталляции пересекаются друг с другом, формируя дополнительные смыслы. «Поля снов» на выставках соседствуют обычно со статичной скульптурой Omphalos («Омфал», 2010) — это аллюзия на культовый объект из Дельф, который греки считали «пупом земли». Располагаясь между подвижными полями, «Омфал» — рогоподобная конструкция из мрамора и перьев — служит их визуальным центром, точкой отсчета. Небесный видеоряд на заднем плане — тоже отдельная работа Пауэрса, Sky Blue Sky («Голубое небо», 2010). Она представляет собой миниатюрный жидкокристаллический экран, демонстрирующий 58-секундную анимацию, на которой облака симметрично перемещаются по небу к центру экрана. Видео зациклено таким образом, чтобы зритель не заметил монтажа.
«Полевые» эксперименты — это один из ключевых мотивов творчества Пауэрса. Выглядят подобные работы несколько однообразно, поскольку отличаются чаще всего не ключевой идеей, а элементами исполнения — например, материалами и оформлением. В частности, работой Konza («Конза», 2012) скульптор решил увековечить одноименный природный заказник в Канзасе — там на территории 3487 га бережно сохраняется в девственном состоянии уникальная североамериканская прерия. Пауэрс создал инсталляцию, очень похожую на «Тростниковое поле», только прутья сделаны из латуни, а рейки — из алюминия. Металлический стержень, который приводит конструкцию в движение, скульптор заключил в прозрачный кейс из акрила и алюминия. Принцип работы не изменился, а инсталляция приобрела холодный, строгий вид.
Из некоторых своих работ Пауэрс убрал растительные мотивы, превратив их в механические имитации волн, — похожим образом ведет себя во время штиля водная гладь, когда ее касается очень слабый ветерок. Так работает скульптура Lethe («Лета», 2010), названная в честь реки забвения: ее алюминиевые рейки-детали имитируют течение воды. Особая роль отведена оптическим хитростям: конструкция заключена в бокс, стенки которого снаружи выглядят прозрачными, а изнутри оказываются зеркальными, как в полицейских комнатах для допросов. В итоге Лета превращается в бесконечное море забвения, и целое полотно — то ли воды, то ли алюминия — самостоятельно меняет форму и играет гранями.
Напечатай мечту
Впрочем, Пауэрс не замыкается на «полевой» теме — хотя именно вращательное движение чаще всего составляет основу его скульптур. Такова, например, печатная машинка под названием Dream («Мечта», 2006), которая сама набирает текст. Принцип работы можно сравнить с валиком музыкальной шкатулки: от вращающегося деревянного барабана с выступающими стержнями приводится система реек, в определенном порядке стучащих по клавишам машинки. Пять реек — пять букв — и перед нами слово dream, хотя путем замены барабана можно заставить устройство самостоятельно печатать и другие слова.
Как и в случае с «полями», работа Пауэрса — это не отдельное устройство, а часть инсталляции. Инсталляция создана в том же году и называется Remember («Помни»). В нее входят десять машинок — девять стоят полукругом, а одна, подобно дирижеру, напротив, — и каждая из них печатает слово remember, благо в нем используется всего четыре разные буквы, разве что программу для валика пришлось сделать более сложной. Пауэрс не уточняет, о чем именно нужно помнить, — но это обычный мотив в современном искусстве. Ищите свои смыслы, говорит он зрителю.
Джон Пауэрс не был бы собой, если бы не попробовал объединить свои работы в еще более сложную выставочную структуру. Инсталляция Elysium («Элизиум», 2010) включила в себя «тростниковое поле», на заднем плане которого проектор показывает голубое небо, — базовые составляющие композиции Ialu. Между ними установлена уже знакомая нам печатная машинка, которая на этот раз набирает фразу this is most perfect moment. «Это самый идеальный момент», — говорит нам мистер Пауэрс, и с ним сложно не согласиться. Небо, рожь и творчество — в этом есть что-то сэлинджеровское.
Да, в начале материала мы упомянули о ложках. В одной из скульптур Пауэрса действительно задействованы два ряда столовых ложек, громко и бессистемно стучащих одна о другую за счет все того же вращающегося барабана. Скульптура называется Babel («Неразбериха», 2010) — лаконично и честно. Или, если учитывать «музыкальную» направленность скульптуры, «галдеж».
Искусство в массы
Джон Пауэрс не только принимает участие во всевозможных выставках как действующий скульптор, но и преподает скульптуру. Лекции, пары и экзамены с университетских времен остались неотъемлемой частью его жизни, но уже по другую сторону обучающего процесса. Последние пять лет он преподавал в Университете штата Алабама в Бирмингеме, но недавно вернулся в Теннесси (право слово, можно ли уехать из Теннесси?). Доцента Пауэрса (его должность называется assistant professor — это приблизительный аналог доцента) можно встретить в Ноксвилле, в университете штата. Сложно сказать, насколько он строг в преподавании, но его студентам явно повезло: перечень наград и грантов скульптора достаточно велик, чтобы гордиться им как учителем. А на собственных выставках Пауэрс читает выездные лекции для всех желающих.
Современное искусство по уровню доступности и легкости восприятия лежит достаточно далеко от классического, и для его популяризации нужны время и колоссальные усилия. Собственно, именно этим и занимается Джон Пауэрс — несет искусство в массы. И массам, судя по всему, нравится.
Имя: Джон Дуглас Пауэрс Год рождения: 1978 Место жительства: Ноксвилл, штат Теннесси, США Образование: Университет Вандербильта, Университет штата Джорджия Род занятий: скульптор, преподаватель Творческое кредо: «Симметрия и вращение — источники прекрасного».