Синтетическая биология: как Дейзи Гинзберг предсказывает будущее

Британская художница Дейзи Гинзберг, которая увлеклась синтетической биологией, пытается осмыслить место искусственных организмов в будущей биосфере планеты.
Синтетическая биология: как Дейзи Гинзберг предсказывает будущее
Daisy Ginsberg

Индикаторные бактерии, которые меняют цвет в присутствии определенных веществ, появились в 2010 году. Поначалу «живые датчики» применялись для обнаружения ртутного загрязнения в воде, но вскоре начали использоваться повсеместно. С 2015 года стала востребованной профессия охотника за пигментами, находящего редкие краски и их гены у экзотических растений и животных. Около 2040-го в моду вошли йогурты с молочнокислыми ГМ-бактериями E. chromi, которые помогают диагностировать болезни кишечника по оттенку выделений. Десять лет спустя на политической сцене появился «Фронт освобождения апельсина» (OLF) – террористическая организация, выступающая за сохранение естественного оранжевого цвета фрукта. На рубеже 2070-х климатическое подразделение Google наполнило атмосферу микробами, которые окрашивают воздух, когда уровень углекислого газа достигает опасного уровня. «Если утро стало красным, Google говорит: "Опасно!"» – объясняет популярный детский стишок. И хотя первые предсказания Дейзи Гинзберг не сбылись, именно такое будущее подготавливают для нас синтетическая биология и возможность создавать новые формы жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Designing for the Sixth Extinction (2013)
Designing for the Sixth Extinction (2013)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современная биология, тем более такая сложная область, как биология синтетическая, не кажется подходящим увлечением для дизайнера и архитектора. Но за этим видна ясная концепция: по мнению Дейзи Гинзберг, сам базовый принцип дизайна состоит в изменении естественной природы под человека и для него. Поэтому как минимум начиная с промышленной революции XVIII века дизайн занят «переводом» с языка новых технологических решений и научных концепций на язык вещей, продуктов массового производства, которые окружают нас повсюду. Двигатель внутреннего сгорания – это инженерия, автомобиль – уже дизайн; пьезоэлемент – физика, зажигалка – дизайн.

Designing for the Sixth Extinction (2013)
Designing for the Sixth Extinction (2013)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Гинзберг дизайн – то, что отличает природное от культурного, естественные предметы – от созданных человеком; то, что мы контролируем, от бесконтрольного. Кстати, в этом смысле ГМ-комары, разработанные британской компанией Oxitec, тоже дизайнерский продукт. Не дающие жизнеспособного потомства, в природе они успешно конкурируют за спаривание со своими дикими собратьями и снижают численность разносчиков малярии и других опасных инфекций. Дизайнерским продуктом стоит назвать и «золотой рис», содержащий значительное количество бета-каротина и способный решить проблему дефицита витамина А в некоторых странах третьего мира. И уж точно результат дизайна – синтетический штамм Mycoplasma laboratorium с искусственно полученным геномом. Новые организмы с новыми функциями – результат приложения дизайнерского мышления, только в области синтетической биологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Synthetic Pathologies (2009-2010)
Synthetic Pathologies (2009-2010)

Прогресс против эволюции

Если дизайн – это граница, разделяющая естественное и культурное, то не стоит считать, что области по обеим ее сторонам конфликтуют. Культурное вырастает из естественного и улучшает его – по крайней мере с точки зрения человека. Естественное – продукт эволюции, которая всегда отвечает на вызовы текущего момента и неспособна к разумному планированию или замыслу. Эволюции незнакомо понятие «лучше», современные медведи не лучше динозавров, просто лучше приспособлены к сегодняшним условиям. Культурный же мир развивается, подчиняясь законам человеческого прогресса: лампа накаливания лучше свечей и лучины, светодиод лучше вольфрамовой нити.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Seasons of the Void (2013). Alexandra Daisy Ginsberg, Sascha Pohflepp, Andrew Stellitano
Seasons of the Void (2013). Alexandra Daisy Ginsberg, Sascha Pohflepp, Andrew Stellitano
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в области дизайна живых существ вплоть до недавнего времени человек мог разве что соучаствовать эволюции, направляя действие искусственного отбора, – пока в наших руках не появились средства манипуляции геномом, мощные инструменты прогресса, что можно сравнить с возникновением точного машинного производства. Сегодня эти технологии готовы изменить саму «природу природы», в очередной раз преобразить мир – а тем временем Дейзи Гинзберг пытается понять, как он будет выглядеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и многие специалисты-биологи, происходящее в этой области художница считает новой революцией: «Стоимость секвенирования и синтеза ДНК быстро падает. Технологии генетической модификации CRISPR увеличили спектр доступных возможностей. Каждый год что-нибудь меняется, – сказала Дейзи, выступая с лекцией на форуме PopTech. – Наверняка появятся ГМ-микробы для очистки нефтяных загрязнений или для нормализации кислотности почвы. Использование модифицированных комаров – уже реальность».

Seasons of the Void (2013)
Seasons of the Void (2013)
Alexandra Daisy Ginsberg, Sascha Pohflepp, Andrew Stellitano
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Синтетическое царство

Полностью синтетические организмы – продукты технологического прогресса, а не биологической эволюции и вовсе не обязаны подражать природным существам. Имея с ними лишь общую биохимическую основу, уже скоро они готовы выделиться в собственную ветвь на древе жизни. Надцарство – наравне с бактериями, археями и эукариотами, развивающееся по собственным законам, которые заданы как природой, так и людьми. Действие этих законов и служит предметом главного интереса для Дейзи Гинзберг. Как будет выглядеть растение, превращенное в живую фабрику? На это ответит разумный дизайн: как специализированный цех, производящий деталь из биополимера. Созревшая, она выпадает из раскрывшегося плода и готова к сборке с другими плодами синтетических растений, чтобы дать цельное полезное устройство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаменательно, что в серии эскизов Growth Assembly, созданных в 2009 году, таким устройством оказывается распылитель гербицидов – инструмент, жизненно важный для человека, живущего в мире полной свободы биотехнологий. Художница вовсе не закрывает глаза на потенциальные опасности такого будущего, и в проекте Synthetic Kingdom представила ряд довольно пугающих последствий, о предупреждении которых стоит позаботиться заранее. В представлении Гинзберг, горизонтальный перенос генов между синтетическими и природными организмами может привести к тому, что микробы на зубах будут производить, например, пигменты, окрашивая их в яркие цвета, а «генетическая утечка» с фабрики биоэлектроники – к эпидемии развития фосфоресцирующих камней в почках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Growth Assembly (2009). Alexandra Daisy Ginsberg, Sascha Pohflepp
Growth Assembly (2009). Alexandra Daisy Ginsberg, Sascha Pohflepp
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, и этим биотехнологии не слишком выделяются в ряду достижений человека: ни одна из бывших или существующих технологий не лишена негативных побочных эффектов. Рост современной цивилизации уже привел к такому стремительному сокращению биоразнообразия, которое ученые уверенно называют Шестым глобальным вымиранием в истории жизни на Земле. Но подобно тому, как предыдущие шаги в развитии позволяли решить многие проблемы, порожденные прежними технологиями, и синтетическая биология готова «вылечить» биосферу планеты. Искусственные слизни для восстановления кислотно-щелочного баланса почвы, искусственные ежи для распространения семян и даже странные полупрозрачные организмы, заражающие растения и фильтрующие их соки для удаления патогенов, – еще один проект Дейзи Гинзберг и еще один штрих биотехнологичного будущего. Если верить, что прогресс действительно ведет от хорошего к лучшему, то можно согласиться, что именно таким оно и будет.

Александра Дейзи Гинзберг, Лондон
widget-interest

Образование: Кембриджский университет (архитектура), Стэнфордский университет (дизайн), Королевский колледж искусств (интерактивный дизайн)